ЗАЛ 14

РУССКАЯ КУЛЬТУРА XIV – НАЧАЛА XVI в.

 

Развитие древнерусской культуры почти на сто лет было прервано монгольским нашествием, и только в конце XIII – начале XIV в. на землях Северо-Восточной Руси начинает складываться собственно русская художественная культура. Ее развитие в значительной мере определяли подъем экономики, развитие городов и ремесел, борьба с монгольским игом и процесс политического объединения русских земель. Великое княжество Московское, возглавившее в XIV в. освободительную борьбу, с XV в. становится важным политическим и культурным центром Руси, объединяя достижения местных художественных традиций.

Победы в освободительной борьбе повлекли за собой подъём национального самосознания, усилили интерес к древнерусским культурным корням и открыли широкие возможности для международных контактов.

Во второй половине XIII и в начале XIV в. окончательно формируются региональные школы живописи, создаются новые. Тогда же расцветает искусство великого иконописца Руси Андрея Рублёва. Произведения живописи, созданные в эпоху Рублёва в Новгороде, Пскове, на Русском Севере, говорят о многообразии древнерусских художественных школ, среди которых с последней трети XV в., в период сложения единого российского государства, постепенно начинает доминировать Москва.

Те же процессы прослеживаются и в древнерусской литературе. В конце XIII – начале XIV в. дальнейшее развитие получило летописание Новгорода и Пскова, Ростова и Суздаля, началось летописание Твери и Москвы. Около 1408 г. в Москве создается общерусский летописный свод, объединивший в своем составе известия по истории многих русских земель и княжеств, а в конце XV в. – Московский летописный свод, одно из самых значительных произведений древнерусского летописания. В литературе этого времени выделяются произведения, повествующие о нашествии монголов и героической борьбе русского народа за национальное освобождение. К памятникам, прославляющим великую победу на поле Куликовом в 1380 году, относятся поэма «Задонщина», написанная вскоре после битвы, и созданное на рубеже XVXVI вв. «Сказание о Мамаевом побоище». Особое место в искусстве Руси этого времени занимала мелкая пластика – миниатюрная резьба по камню, дереву и литые металлические рельефы, основными центрами изготовления которых были художественные мастерские, сосредоточенные при крупных монастырях и княжеских дворах Новгорода, Москвы, Твери, Суздаля.

XIV – начало XVI в. – время сложения русской национальной культуры, оказавшей огромное влияние на общий характер русской культуры, последующих веков.