Серов В.А. Девочка с персиками

"Девочка с персиками" В.А. Серова - одна из самых известных картин в русском искусстве. Если не знать биографии художника, то вряд ли можно предположить, что ему тогда исполнилось всего лишь 22 года; Серов стал зрелым мастером очень рано. Он брал уроки у И.Е. Репина уже в девятилетнем возрасте, а в Императорскую Академию художеств поступил, когда ему было пятнадцать лет.

На картине изображена Вера Мамонтова - дочь С.И. Мамонтова, известного мецената, в поместье которого сложился так называемый Абрамцевский кружок художников. Серов входил в этот кружок, подолгу жил в Абрамцеве, дружил с детьми Мамонтова, включая девочек, которые были моложе его. Брат Веры, В. Мамонтов, вспоминал, что только "…благодаря своей дружбе Серову удалось уговорить мою сестру Веру позировать ему".

Верочка была всеобщей любимицей. Удивительным теплом и светом пронизан ее образ. Художник использует приемы, характерные для импрессионизма - пленэрную живопись, тонкую разработку рефлексов цвета, льющийся из окон свет, который создает своеобразный ореол вокруг фигуры девочки, передачу пространства при помощи света и воздуха. Композиция динамична и в тоже время уравновешена на основе ассиметрии ее основных осей, что создает впечатление достоверности момента. Подвижная, "живая" кисть мастера запечатлела мгновение - как будто художник, нечаянно войдя в столовую, увидел присевшую на минуту девочку и написал ее, ничего не придумав.

Но в тоже время Серов остается верным учеником Репина. Композиция классически выверена, все предметы убедительны в своей материальности, модель раскрыта со всей возможной полнотой психологической характеристики. Импрессионистическая техника в данном портрете не является самоцелью, ее словно требует сама модель. Ощущение счастья безоблачного детства Веры, полнота жизненных сил юного художника сложились в этом произведении в светлый хор радости.

Серов написал "Девочку с персиками" вскоре после возвращения из путешествия по Италии. Из Венеции он писал своей невесте: "Я хочу, хочу отрадного и буду писать только отрадное". И не случайно художник назвал это произведение не портрет Веры Мамонтовой, а "Девочка с персиками". При всей конкретной характеристики модели получился не просто портрет, а картина "отрадного", картина, которая оказалась этапной для русского искусства 1880-х годов. Жанровая трактовка портрета, светлая цветовая гамма без черных и коричневых теней, передача света и воздуха, сочетание естественности и сиюминутности изображения с определенностью и глубиной портретной характеристики - все это было воспринято как новое слово в русской живописи того времени.

"Девочка с персиками" принесла Серову такую известность, что он стал получать заказы на портреты даже из семьи императора Николая II.