Талантливый французский рисовальщик и архитектор Жан Франсуа Тома де Томон (1760–1813), вынужденный покинуть родину из-за революционных событий, приехал в Санкт-Петербург в 1800 году. За его плечами был богатый опыт строительства в разных городах Европы. В столице России перед ним открылись уникальные возможности.

После реконструкции Большого театра в 1805 году Тома де Томон был пожалован титулом придворного архитектора. Однако главным проектом своей жизни, который принес ему бессмертие, архитектор занялся практически по приезде в Санкт-Петербург. Это был проект здания Биржи на стрелке Васильевского остова.

По замыслу Петра I именно это место должно было стать центром новой столицы. Сюда он стал переводить административные и торговые заведения. В 1730-х годах здесь появился северный торговый порт. Для обслуживания сделок потребовалось специальное здание – биржа. Первая биржа была деревянной. В начале 1783 года началось каменное строительство. Оно было доверено Джакомо Кваренги, однако, его проект не удался. Здание овальной формы было обращено портиком к Зимнему дворцу и терялось среди окружающих построек и пространства. Многие годы оно стояло незавершенным, пока в 1801 году работа не была передана Тома де Томону.

Потребовалось еще несколько лет напряженной работы, переработки чертежей и планов, прежде чем в 1804 году окончательный вариант был подписан Александром I. Тома де Томон, в отличие от Кваренги, создал единый архитектурный ансамбль стрелки Васильевского острова, доминантой которого и стало здание Биржи.

Старое здание было разобрано, и закладка нового состоялась 23 июня 1805 года при личном присутствии императора. В основном строительство было завершено к 1810 году, но работы продолжались еще несколько лет. Они были затруднены шедшей в то время войной с Наполеоном. Официальное открытие Биржи состоялось лишь 15 июля 1816 года. Архитектор не увидел результата своего труда: он умер в 1813 году, упав со стены Большого театра при осмотре его после пожара.

За свою работу архитектор Тома де Томон был пожалован орденом Св. Владимира IV степени. В честь открытия Биржи устроили пышное празднование. Здание и весь ансамбль сразу же полюбился жителям, стало визитной карточной города. Его изображали не только на картинах, но и предметах домашнего обихода. Газеты того времени писали, что санкт-петербургская Биржа превзошла по “красоте и оригинальности” подобные сооружения в Европе.

В 1913–1915 годах потребовалась техническая реконструкция, не затронувшая декоративного оформления здания. Ее провели Ф.И.Лидваль и М.М.Перетяткович. Деревянный свод главного операционного зала был заменён железобетонным, а также разобраны печи и устроено калориферное отопление. Частично был перепланирован цокольный этаж и перестроены лестничные клетки.

После 1917 году здесь работал клуб моряков. Затем – Торговая палата Северо-Западной области с музеем, биржа чернорабочих, Совет по изучению производственных сил СССР, Энергетический институт, Всесоюзный трест “Союзформлитье” и другие организации. Во время блокады Ленинграда на стрелке находились артиллерийские батареи.

С 1940 года в здании Биржи разместился Центральный Военно–Морской музей. История самого музея началась с 1709 году, когда Пётр I приказал собирать коллекции, отражающие историю русского флота. В собрании музея находится более 1700 моделей кораблей, как старинных, так и самых современных, схемы и макеты сражений, боевые знамёна, образцы оружия. В числе экспонатов – “Дедушка русского флота” ботик Петра I. В настоящее время предполагается вернуть зданию Биржи его изначальное назначение.