Выдвижение и анализ гипотез.

После того, как противоречие зафиксировано в четком виде, поставлена задача на поиск нового знания (способа действия) и все ученики уяснили задачу, работа может быть организована по-разному:
1) Поиск и обсуждение гипотез может осуществляться в общеклассной дискуссии, фиксация гипотез - на доске и в тетрадях. Эта форма работы характерна для начальной школы, работающей по системе Эльконина-Давыдова. В средней школе она может быть использована только для поиска наиболее трудных решений.
2) Поиск и обсуждение гипотез осуществляется в группах или парах, фиксация гипотез происходит по мере их предъявления и обсуждения в классе индивидуально в рабочих листах.
3) Дети индивидуально обдумывают варианты решения (допускается консультирование в парах или с учителем), фиксируют гипотезы в схематическом виде в рабочих листах. Затем возможно а) обсуждение в группах и выбор наиболее оптимального варианта от группы (предъявление классу, как в устной, так и в письменной форме); б) образование специальной экспертной группы для чтения, анализа и сведения в единый список вариантов решения, предложенных классом (см. фрагмент урока).
4) Работа по оформлению гипотез осуществляется на персональном компьютере (см. конструктор гипотез, модуль 1), учитель подводит итог (см. конструктор гипотез, модуль 2) и предъявляет ученикам результаты работы класса для обсуждения. При этом гипотезы сразу предстают перед учениками в единообразно схематическом виде. Это удобно для понимания и обсуждения.

При обсуждении гипотез уместно задавать ученикам следующие вопросы:
1) среди представленных схем есть ли одинаковые? (если есть, то лишние вычеркиваются, а имена авторов надписываются над одним вариантом).
2) все ли схемы (гипотезы) понятны? Что непонятно? Схемы дорабатываются.
3) есть ли такие, которые совершенно неправдоподобны (можно исключить сразу на основании противоречащего общеизвестного факта)?
4) с чего следует начать проверку? Как проверять эти предположения?
В случае использования цифрового ресурса эта работа существенно упрощается, что позволяет сильно экономить учебное время.