М.Н.Аржанов. Зимний пейзаж. 1957

Михаил Николаевич Аржанов родился в 1924 году в деревне Синельниковка Аткарского уезда Саратовской области в семье крестьянина. В 1941-1947 годах учился в Саратовском художественном училище на театрально-декорационном отделении под руководством В.В. Кисимова. Тонкий стилист, много лет проработавший в театре, Кисимов поддержал в своем ученике стремление к декоративности, способствовал развитию художественного вкуса. Уже в студенческие годы Аржанов выделялся одаренностью и по совету Кисимова, которого считал своим первым учителем, поехал в Москву и поступил в 1948 году в Московский Полиграфический институт.

Важным событием для художника была встреча в 1950 году с Николаем Михайловичем Гущиным. Человек трагической судьбы, русский репатриант, Н.М. Гущин приехал из Франции в Саратов и работал в Радищевском музее реставратором. Самобытностью таланта, трепетной, светящейся, психологически насыщенной живописью, словно изнутри пронизанной источником света, темпераментной и виртуозной манерой, он оказал огромной влияние на Аржанова. Также как и Гущин, Аржанов пришел в Радищевский музей, где более десяти лет проработал реставратором. Художник восстанавливал масляную живопись, писал картины, занимался графикой - круг его профессиональных интересов был широк. В последние годы увлекался темперой, реставрировал иконы и немало сил отдал созданию в музее отдела древнерусского искусства.

Самые ранние из сохранившихся работ художника - волжские пейзажи конца 1940-х годов. Лиричные, тонко разработанные в голубовато - серой цветовой гамме, они говорят о живописном восприятии мира, которое сродни видению художников "саратовской живописной школы" - В.Борисову - Мусатову, П.Уткину, Ф.Белоусову, Б.Миловидову, И.Щеглову.

Михаила Аржанова привлекали обычные, несложные мотивы, которые он видел ежедневно. Внимательное изучение натуры привело художника к пленэрным поискам, к импрессионистическому видению, открывающему цветность и своеобразие жизни предмета в световоздушной среде. Художник осваивает импрессионизм как средство новой выразительности, обогащая его элементами декоративизма. В дальнейшем эти элементы будут усиливаться, а цвет будет приобретать все большую психологическую нагрузку. В конце пятидесятых годов, когда увлечение импрессионизмом не было до конца исчерпано живописцем и как освоение творческого метода французских мастеров, и как источник художественного познания жизни в ее живых, быстро меняющихся проявлениях, Аржанов пишет серию "зимних пейзажей". Один из них, написанный в 1957 году, находится в собрании Радищевского музея.

Кусты и деревья заслонили от глаз приземистые одноэтажные домики, наполовину утонувшие в сугробах и покрытые шапками снега - мотив, очень характерный для окраин Саратова. Такие уголки старого города были близки сердцу художника. Воспеть родное, близкое было для Аржанова органично, эта задача рождалась у мастера сама из ежедневной работы на этюдах, когда писались любимые мотивы: старый деревянный дом, яблоня у забора, вишневые деревья, растущие в саду - все то, что его окружало. Привычные сюжеты неизменно находили отклик в душе художника, а бесконечное их варьирование помогало решать формальные задачи и находить все новые выразительные возможности.

"Зимний пейзаж", который автор мягко называл "Зимкой" был одним из вариантов темы, которая занимала М.Н. Аржанова в течение двух лет - 1957 и 1958-го года. В этой работе есть верность натурному видению и вместе с тем ощущается поиск большей декоративности, которая достигается преображением цвета, его "усилением". Однако художник не переходит грани, им самим установленной, за которой - другой подход, иная мера условности. В "Зимке" он сохраняет глубину пространства, реальность изображения, а яркость цвета сюжетно оправдана: солнечный день, искрящийся снег. Игру света художник передает тонко и чувственно, как бы разыгрывая музыкальную пьесу. Сиреневые, розовые, лиловые и синие рефлексы на снегу, отражающем солнце, создают настроение приподнятое и радостное. Уделяя большое внимание рисунку, он вводит в палитру черный цвет. Тонкий длинный мазок намечает движение ветвей, передает их сложное переплетение. Веточки дерева торчат угловато или нежно струятся по воздуху, а иногда быстрыми стрелами взлетают вверх - линии рисунка выразительны, динамичны.

Одна из задач художественного решения "Зимнего пейзажа" - передача движения. Колышутся ветви дерева, тянутся вверх побеги кустарника, по снегу и по стене строения перемещаются световые пятна. Энергичное движение на первом плане направлено вверх и в глубину картины, второй план замыкает горизонталь стены, как бы препятствуя движению, но не прекращая его, а третий, довольно плотный по цвету, замкнут. Чтобы снять напряжение, которое создается при таком сложном цветовом построении пространства, Аржанов утяжеляет второй план картины, нагружает его композиционно и решает в более темном и насыщенном колорите.

Поэтическое видение художника преображает реальный мир и рождает иную реальность - пластическое пространство, которое является пространством духовным. Содержание этого пейзажа - тонкое и лирическое чувство.

"Зимний пейзаж" принес Аржанову успех и признание. Впервые картина была показана в родном городе на областной художественной выставке в 1958 году, а через два года была приобретена в собрание Радищевского музея.

Справочная информация

Нонконформистское искусство (или неофициальное искусство, другое искусство, альтернативное искусство, подпольное искусство, андеграунд) - под этим названием объединяют представителей различных художественных течений в изобразительном искусстве СССР 1950-1980-х годов, которые по соображениям политической и идеологической цензуры были вытеснены официальными властями из публичной художественной жизни.

Дорогина Е.А.

www.radmuseumart.ru

© Саратовский государственный художественный музей имени А.Н.Радищева