А.В.Шевченко. Натюрморт. 1919

"Натюрморт" Александра Васильевича Шевченко замечательного художника, яркого представителя русского авангарда относится к серии натюрмортов написанных на рубеже 1910-1920-х годов. Это время, как отмечала исследователь творчества художника В.Н.Шалабаева, "вершина в искусстве художника, период его классики, когда были созданы такие значительные произведения, как: "Братья Сирано - жонглеры", "Портрет дочери", "Туалет", серия пейзажей, натюрмортов, множество графических произведений. В них воплощен светлый и прекрасный мир, где все значительно, торжественно, зрелищно и вместе с тем наполнено непосредственным ощущением жизни, где сочетаются мысль и чувство, точный расчет и одухотворенность пластики".

Обращение Шевченко к жанру натюрморта не случайно. Первые десятилетия ХХ века были временем расцвета натюрморта в русской живописи. Более других в этом жанре работали художники, чье творчество развивалось в направлении кубизма и фовизма, например, художники объединения "Бубновый валет". Натюрморт, исключающий, как представлялось современникам, элемент сюжета, повествования и сосредоточивающий внимание зрителя на "простейших", "собственных" качествах явлений окружающего мира, стал формой наиболее прямого обращения к натуре, средством творческого анализа реальности. Кубисты использовали натюрморты для разрешения узкой, чисто формальной задачи - выявления фактуры, формы предмета, колористического построения, оригинальных пластических решений. При этом смысловая сущность предмета их не интересовала, а внутренняя, "сюжетная" связь между предметами разрушалась.

Шевченко так же, как и другие художники начала ХХ века, использует натюрморт в качестве поля для формально-стилистических поисков, так же героями его картин становятся простые, обыденные вещи. Но предметы повседневности на картинах Шевченко становятся изысканными образами.

В отличие от натюрмортов художников группы "Бубновый валет" - Кончаловского, Лентулова, Машкова, Куприна, которых, прежде всего, интересовала выразительность изображения, живописная сущность вещей, абстрагированная от их утилитарного назначения, от быта, от людей, Шевченко "было присуще живое чувство вещи".

На "Натюрморте" изображены совершенно конкретные вещи в реальном пространстве комнаты. На деревянном столе лежит поднос, на нем скомканная белая ткань. Среди ее складок расположились: винная бутылка с белой этикеткой, прозрачный графин с толстым туловом, необыкновенно длинным, тонким горлышком и пробкой-"шишечкой", красный стакан и три охристо-оранжевых яблока. Фоном служит стена светлых серо-голубо-розовых оттенков, занавешенная слева тяжелой шторой с неясным растительным орнаментом. На стене висит портрет в простой раме (в пространство картины попала лишь нижняя его часть). Все это не только некие предметные формы, взятые художником для проведения колористических и пластических экспериментов, а, прежде всего, вещи со своей утилитарностью, хранящие на себе тепло человеческих рук, создающие уютную атмосферу дома, жилища, пристанища. Подобное ощущение "присутствия" в картине, реальности пространства было свойственно работам старых мастеров. Художники авангарда ушли от этого к плоскостности и декоративности.

Живопись А.В.Шевченко концентрирует в себе разнообразные тенденции русского искусства 1910-1940-х годов. Поэтому среди его работ есть и плоскостно-декоративные, построенные на формальных принципах кубизма, футуризма и лучизма. Но в натюрмортах рубежа 1910-1920-х годов художник отходит от этих принципов. Исследователи отмечают, что вместо дробности и динамичности форм, он "стремится к пластической цельности, объемности, покою и уравновешенности во всем: в композиции, ритме, цвете"; "отказывается от произвольных масштабных соотношений фигур, во имя их соразмерности друг с другом и с пространством". В этом проявляется "сезаннизм" Шевченко. "Сезанн … был последним представителем большого стиля, величественного и простого, наследником традиций и одновременно новатором, во многом определившим судьбы искусства ХХ века". (В.Н.Шалабаева) Для Шевченко классические традиции также очень важны. Будучи противником крайней деформации и преувеличенной экспрессии, свойственных многим современным ему художникам, он остается в рамках правдоподобия. Но верность "вещному миру" не мешает художнику увидеть его по-новому, по его собственным словам, "путем не литературным, или научно-филосовским, а чисто созерцательным". Об этом свидетельствуют кубистическая пластика форм, вывесочно-лубочная локальность цвета, "простая и бесхитростная правдивость подхода к выявлению сущности жизни", свойственная примитивистам.

Свой метод, сложившийся под влиянием П.Сезанна, кубизма, а также русского примитива, народного искусства (лубка, вывесочной живописи), иконописи, Шевченко называл "неопримитивизмом" или "тектоническим примитивизмом". Для него характерны конструктивность и обобщенность, условность изображения, лаконизм форм, локальность цвета, ритмически решенная плоскость. Шевченко было свойственно сезанновское отношение к картине как к особому миру, живому организму, все части которого должны быть крепко спаяны и взаимообусловлены в общем ансамбле.

Исследователь творчества художника В.Н.Шалабаева пишет: "В натюрмортах Шевченко существует строгая субординация. Есть герои главные, есть второстепенные. Главные - это высокие, стройные, чаще всего темные сосуды - бутылки, графины с вытянутыми горлышками или простой глиняный кувшин... Как и подобает главным, они находятся в центре, иногда чуть сдвинуты, сразу же обращают на себя внимание, заставляют любоваться своей безупречной формой. Чтобы подчеркнуть значение этих предметов, придать им торжественность, художник изображает их на фоне декоративной ткани или подноса, и тогда они выглядят особенно нарядными. А вокруг располагаются остальные участники сцены - ножи, тарелки, овощи и фрукты. Формы главных предметов всегда согласованы с формой второстепенных - по принципу подобия или контраста". Эти слова справедливо можно отнести и к нашему "Натюрморту".

Художника увлекает свободная, но в то же время согласованная игра пластических форм, красота ритма. Для работ Шевченко характерны всегда точные пластические метафоры. Например, в "Натюрморте" яблоки такие же круглые, как и тулово графина, а его плавный изгиб повторяет изгиб бутылки. Прямоугольный стол, изображенный с перспективным сокращением, отзывается в прямоугольнике картины на стене. Красный стакан, решенный плоскостно по форме и локально по цвету, соприкасаясь одним углом с белой бутылочной этикеткой, представляет ее контрастное отражение-противопоставление и по цвету и по пространственному расположению (как вертикальные углы или шахматные клетки одной масти). Вместе они определяют композиционный и цветовой центр картины.

Главные предметы статичны, так как держат композицию, акцентируют ее основные вертикали. Все другие находятся в движении: рассыпаются по столу яблоки, застревая в складках скатерти, колышется занавес на стене, плоскость стола относительно предметов, расположенных на нем, меняет ракурс, как бы разворачиваясь вверх, пересекаясь с плоскостью стены и заканчивая свой поворот в уравновешенном прямоугольнике портрета. Но статичность главных предметов относительна, так как все вертикали в картине - и бутылка, и графин, и стакан, и боковые стороны портрета на стене, и единственная складка занавеса, - находясь параллельно друг другу, несколько наклонены влево. Ощущения дисбаланса, неуравновешенности художник избегает, наклоняя две горизонтали - край стола и верхнюю кромку стакана, - чуть вправо. Навстречу основным вертикалям склоняется и занавес своим контуром, как бы останавливая едва начавшееся падение. Пластическая игра создает ощущение легкого покачивания.

В цветовом решении картины Шевченко тоже следует принципам Сезанна. Используя соотношения цветов, он строит пространство и объемы. В основном предметы написаны плоскостно, объемны лишь яблоки и ткани. Глубина пространства создается с помощью цветового и светлотного контрастов. Сияющие цветом красный стакан и оранжевые яблоки, контрастируя со всей остальной живописной плоскостью, решенной в серой гамме, словно приближаются к зрителю, выходят на передний план. Остальные предметы являют собой "симфонию" изысканных тонов и оттенков серого цвета. Ученик А.В.Шевченко художник Б.Ф.Рыбченков справедливо заметил, что "описывать цветовую гамму полотен Шевченко дело безнадежное. Слишком сложной оказывалась она в своей кажущейся простоте. Это какие-то колдовские соединения, вернее сплав серо-жемчужных, серо-голубых, серо-охристых, серо-умбристых и прочих едва уловимых тонов и оттенков. Все решали здесь талант и вкус художника".

Натюрморты Шевченко требуют внимательного рассматривания. Тогда становятся понятны и пластические метафоры, и красота форм, ритма, цвета, и выразительность мягких деликатных, нежных касаний кистью.

Комментарии

"Бубновый валет" (1910 - 1916) - объединение московских художников, обращавшихся к живописно-пластическим исканиям в духе творчества Сезанна П., фовизма, кубизма, а также к приемам русской иконописи, лубка и народной игрушки. Ядро этой группы составляли художники Кончаловский П.П., Куприн А.В., Лентулов А.В., Машков И.И., Фальк Р.Р. Они решали проблемы построения формы цветом, выявления материальности натуры.

Кубизм (французского сubism, от cube - куб), авангардистское течение в изобразительном искусстве первой четверти ХХ века. Развивалось во Франции (Пикассо П., Брак Ж. и др.) и в других странах. Во многом основываясь на синтетически-целостной живописной системе Сезанна П. и на опыте традиционной африканской скульптуры, представители кубизма обратились к конструированию объемной формы на плоскости при помощи простых геометрических форм (куб, конус, цилиндр). В ранний период (1907 - 1909) преобладали элементарные пластически-осязаемые мотивы; на "аналитической" стадии (1910 - 1912) изображение предметов дробится мелкими гранями, насыщается особыми утонченно-музыкальными ритмами; "синтетический" кубизм (1912 - 1914), сочетая элементы и используя достижения предыдущих этапов, тяготеет к гармоничным декоративно-красочным композициям.

Фовизм (от французсского fauve - дикий), течение во французской живописи (1905 - 1907). Фовистов (Матисс А., Марке А., Вламинк М. и др.) объединяло общее стремление к эмоциональной силе художественного выражения, к стихийной динамике письма, интенсивности открытого цвета и остроте ритма.

Футуризм (от латинского futurum - будущее), авангардистское направление в европейском искусстве 1910 - 1920-х годов, преимущественно в Италии и России. Стремясь создать "искусство будущего", футуристы (кубофутуристы, эгофутуристы) декларировали отрицание традиционной культуры, наследия "прошлого", культивировали эстетику урбанизма и машинной индустрии. Для живописи характерны сдвиги, наплывы форм, многократные повторения мотивов, как бы суммирующих впечатления, полученные в процессе стремительного движения. Наиболее крупными художниками-футуристами были - У.Боччони, Дж.Балла, К.Карра, Л.Руссоло, Дж.Северени. В России футуризм на первых порах проявился в живописи (братья Д. и Н.Бурлюки, М.Ларионов, Н.Гончарова, А.Экстер, Н.Кульбин и др.), а только потом - в литературе (В.Хлебников, В.Маяковский, А.Кручёных, И.Северянин). Слово "футуризм" до 1911 по отношению к явлениям русского искусства не употреблялось.

"Днем рождения футуризма считается 20 февраля 1909, когда в парижской газете "Фигаро" появился написанный итальянским поэтом и романистом Т.Ф.Маринетти Манифест футуризма. Именно Маринетти стал теоретиком и вождем первой, миланской, группы футуристов. В манифесте отрицались все духовно-культурные ценности прошлого. Через несколько лет русский поэт-футурист В.Маяковский сформулировал это кратко и выразительно: "Я над всем, что сделано, ставлю " nihil""." (Л.Поликовская) На мировоззрение футуристов оказали влияние идеи Ницше, философия Бергсона, бунтарские лозунги анархистов.

Авангард (от французских слов avant - впереди, "передовой" и garde - стража) или авангардизм, условное наименование художественных движений ХХ века, для которых характерны стремление к коренному обновлению художественной практики, разрыву с устоявшимися принципами и традициями, поиски новых, необычных средств выражения формы и содержания произведений.

Казакова Е.А.

www.radmuseumart.ru

© Саратовский государственный художественный музей имени А.Н.Радищева