М. Мусоргского

Песня «Раек»

            Песня-памфлет «Раек» написана М. Мусоргским на его собственый текст. Предыстория создания этого произведенгия такова. Осенью 1869 года М. Балакирев, из-за интриг своих противников-консерваторов во главе с Фаминцыным и Зарембой, был отстранен от должности дирижера Русского Музыкального Общества (РМО). Враги балакиревского кружка, то есть «кучкистов», торжествовали. В разгар этой вражды В. Стасов, сам оказавшийся втянутым в судебную тяжбу с Фаминцим и, надо сказать, выигравший его, подал мысль М. Мусоргскому создать музыкальную сатиру на всю консервативную «немецкую партию», где можно было бы, как в райке,1 представить различные персонажи – фигуры противников «Могучей кучки»: Фаминцина, Зпрембы, Серова и других. Мусоргский загорелся этой идеей, и «Раек» был написан в июле 1870 года.

            Этот своеобразный групповой портрет М. Мусоргский строит как традиционно-ярморочное представление. Сначала выступает зазыала-раешник (то есть  автор):

Эй, почтенные господа, захватите-ко глаза,

Подходите, поглядите, подивитесь, полюбуйтесь

На великих на господ – музыкальных воевод –

Все здесь!...

Затем звучит присказка в народном духе (под плавную  музыку, с монотонным возвращением к одному и тому же басу):

Разливалась речка на три рукава:

Один рукав леском прошел,

А другой рукав по песочку повернуло…

            Неожиданно в этом роазделе звучит музыка из оратории Генделя «Иуда Маккавей». Это намек на Зарембу, который учит в консерватории: «минорный тон – грех прародителей», а «мажорный тон – греха искупленгие», проповедуя эстетику Средневековья. Музыка здесь стилизована под старину.

            Следующий персонаж, которого шаржирует Мусоргский – Ф. Толстой, выступающий под псевдонимом «Ростислав», заклятый эстетический враг В. Стасова. Толстого сменяет Фаминцин. Под звуки собственного романса (здесь Мусоргский процитировал сочинения этого профессора) он оплакивает свое поражение в суде. Далее пародируется А. Серов (в тексте Мусоргского ремарка: «Из славной оперы «Рогнеда»). И, наконец, звучит музыкальная пародия на великую княгиню Елену Павловну, покровительствовавшую противникам «кучкистов».

            В. Стасов назвал «Раек» шедевром «талантливости, едкостикомизма, насмешки, блеска, пластичности… Хохотали до слез даже сами осмеянные, так была талантлива и заразительно весела, забавна эта оригиналная новинка».

Примечания:

1 Раек - в данном случае вид представления на ярмарках, распространённый главным образом в России в XVIII XIX веках: ящик с 2 круглыми отверстиями, снабженными увеличительными стеклами; через эти отверстия зрители рассматривали картинки, прикрепленные к деревянной оси, вращающейся внутри ящика. Показ картинок сопровождался стихотворными пояснениями раешника.

© Александр МАЙКАПАР