Колери Луис де. Прогулка по набережной. 1602-1605

О Луисе де Колери известно немного. Он родился в г. Камбрэ, учился живописи у своего отца, художника-миниатюриста. Отсюда у Колери виртуозное, свободное владение тончайшей кисточкой, умение легкими динамичными мазками моделировать мельчайшие детали.

Традиционное название картины - "Прогулка по набережной". Однако это название, очевидное на первый взгляд, не вполне соответствует содержанию, которое имел в виду автор. Старые мастера в своих произведениях постоянно прибегали к аллегориям, понятным их современникам и представляющим загадку для нас. Каков же сюжет картины? В прекрасном парке на берегу реки мы видим нарядных, развлекающихся, музицирующих и флиртующих дам и кавалеров. Посреди парка - уходящая вдаль аллея с фигурками путников, в центре аллеи - фонтан. Слева на переднем плане - портик со ступенчатой террасой и колоннами, за которым - огороженные баллюстрадой с обелисками заросли высоких цветущих кустов. Справа - широкая река с причалившим парусником на первом плане, вдали - скользящие по водной глади прогулочные гондолы. На другом берегу реки, в тумане - очертания города.

Луис де Колери в своих картинах часто изображал сцены из жизни светского общества на террасах дворцов, посреди прекрасных парков и величественной архитектуры. У этого мастера было несколько любимых сюжетов, один из которых - "Сад любви" - и является темой нашей картины.

В "Садах любви" Колери воплощён куртуазный, придворно-рыцарский вариант этой темы, возникший в эпоху высокого средневековья в рыцарской поэзии и получивший отражение в живописи XIV-XVII веков.

"Под сенью галерей и царственных палат,
В досугах и трудах неслышно дни летят -
В купальнях, среди книг, меж дам, картин и статуй, -
Таков наш мирный век, утехами богатый".

Здесь сад превращается в парк, где природа преображена человеком, и "облагорожена" величественной архитектурой. Цветник, символизирующий вечнозеленый райский сад, дорога, означающая Путь жизни и Аллею вечности, Фонтан Вечной молодости. Всё это - постоянные атрибуты воплощений этого сюжета. Сад любви - Сад чувственных наслаждений. В нашей картине, как и в других работах де Колери, эта тема органично переплетается с аллегориями чувств (слух, зрение, осязание, обоняние). Сцена музицирования (на нашей картине - лютнист, играющий даме) - аллегория слуха - самый стойкий компонент садов любви. Усладой зрения является созерцание человеческой и природной красоты - и персонажи картины (и зрители перед ней) наслаждаются видом прекрасного парка и величественной архитектуры. Кавалер и дама на первом плане, держащиеся за руки, обозначают осязание, принюхивающиеся собаки - традиционный символ обоняния.

В картине есть элементы, привязывающие сюжет к конкретному месту и времени.

Можно предположить, что прообразом города на другом берегу реки явился нидерландский город Брюгге, называемый "Северной Венецией", в то время - испанская провинция, и на корабле у пристани развивается испанский флаг. Дамы и кавалеры также одеты и причесаны по испанской моде середины первого десятилетия XVII века. Видимо, в работе над картиной принимали участие два художника. Сам Луис де Колери писал только фигуры, привлекая, для создания архитектурно-пейзажного фона, других мастеров. Сначала, по эскизу Колери, был написан архитектурный пейзаж, а затем, поверх этого фона, он сам изобразил изящные фигурки галантных дам и кавалеров.

Очевидно, "Прогулка по набережной" связана с театральными традициями того времени. Затянутое облаками небо, серебристая гладь реки, сливающаяся с силуэтом города, приглушенная зелень цветника, теплый коричневый тон архитектуры - театральная декорация. И - подобно актерам на сцене - нарядные фигурки кавалеров и дам в ярких, насыщенно-красных, лимонно-желтых, изумрудно-зеленых одеждах, замерли в изящных позах, словно приглашая зрителей войти в этот таинственный, загадочный, такой далекий от нас мир, в котором причудливо переплелись реальность и символика.

Справочная информация

Аллегория [греч. - иносказание] - в искусстве выражение абстрактного объекта (понятия, суждения) посредством конкретного образа. Маньеризм (ит. manierismo, от maniera - манера, прием, художественный почерк) - течение в европейском искусстве 16 в. Его художественный язык насыщен сложными, доступными лишь узкому кругу посвященных,

аллегориями. Для маньеризма характерны удлинённость фигур, напряжённость поз, необычные или причудливые эффекты, связанные с размерами, освещением или перспективой, и яркие цвета.

Искусство маньеризма тесно связано с придворной позднефеодальной культурой, элитарно по своей сущности и ориентировано на узкий круг знатоков.

Сад Любви (варианты названия этого сюжета - "Аркадия", "Сад любви", "Сад земных наслаждений") - место беспечной, счастливой жизни, идиллического счастья. Название "Аркадия" происходит от древне-греческой области Аркадии, которая в поэзии изображалась как страна блаженного пастушеского существования. Это вечный сюжет искусства, и его вариации, отражающие вкусы и настроения эпохи, мы находим у художников со времен Овидия и до наших дней. Например, соотечественник Луиса де Колери, художник конца XV века Иероним Босх свой "Сад земных наслаждений" населил чудовищными монстрами, прелюбодействующими друг с другом и пожирающими друг друга. Его картина - сатира на разгул чувственных наслаждений, на порочность современного ему общества. Французскому художнику XVII века Никола Пуссену эта же тема позволяет выразить идею невозможности рая на земле, быстротечности и иллюзорности земного счастья ("Аркадские пастухи").

Савицкая Т.Е.

www.radmuseumart.ru

© Саратовский государственный художественный музей имени А.Н.Радищева