И.Э. ГРАБАРЬ. Мартовский снег. 1904

И.Э. Грабарь – художник, историк искусства, музейный деятель, много сил отдавший Третьяковской галерее. Он учился в России, Германии и Франции. Ко времени его учебы за границей, в 90-е годы XIX столетия, звезда импрессионизма закатилась. На художественной сцене за первое место боролись постимпрессионисты. Грабарь, познакомившись со всеми новейшими для того времени течениями в искусстве, воспринял только то, что было ему близко. Развивая принципы национальной пейзажной школы, он обратился к импрессионизму.

В 1903 году Грабарь поселился в Москве и часто бывал в Дугино, подмосковном имении своего друга – художника Н.В. Мещерина. Очарование русской зимы вызвало у Грабаря желание написать снег во всем его искрящемся сиянии.В Дугино, по словам самого живописца, он «…начал писать этюды снега, вплотную, только для его изучения».

Пейзаж «Мартовский снег» был написан в деревне Чурилково, неподалеку от имения Дугино. Грабарь, как и Левитан в картине «Март», пишет снег на первом плане. Все пространство холста «покрывает» снегом, «разрезая» снежное поле фигурой деревенской женщины с коромыслом. В живописи этой фигуры он собирает все цвета, использованные в палитре произведения, концентрируя силу их звучания на тон темнее. Поэтому, несмотря на уплощенное, словно приподнятое пространство (мы не видим линии горизонта), фигура живет и свободно движется в пространстве.

Изучая взаимодействие цвета и света, пользуясь приемами импрессионистической живописи, Грабарь создает целую симфонию различных рефлексов цвета и голубых теней на белом, уменьшая интенсивность цветовых переливов от нижней части холста к верхней. И если Левитан в пейзаже «Март» словно хотел остановить мгновение, то Грабарь движением женской фигуры подчеркивает сиюминутность изображенного мотива.