А.А. Иванов. Беллерофонт отправляется в поход против Химеры. 1829

Тема картины была задана А.А. Иванову Обществом поощрения художников в 1829 году «для окончательной проверки его способностей перед отправлением за счет Общества Поощрения художников в Италию». Сюжет картины основан на мифе о Беллерофонте, сыне коринфского царя Главка.

Ликийский царь Иобат, чтобы погубить героя, послал его на подвиг, грозящий неминуемой смертью, – поручил убить грозное чудовище Химеру, порождение Тифона и Ехидны. Спереди она была львом, в середине – горной козой, а сзади – драконом. Ее мог победить только тот, кто владел крылатым конем Пегасом, вылетевшим из тела убитой Персеем Медузы-Горгоны. Афина Паллада явилась герою во сне и дала ему золотую уздечку, с помощью которой он поймал Пегаса и победил Химеру.

В картине воспроизведен момент, когда отправляющийся на подвиг Беллерофонт прощается с царем Иобатом. Герой по академической традиции представлен обнаженным. В его левой руке копье, поверх руки перекинут розовый плащ, голову и плечи осеняет белое крыло Пегаса. Чудный конь полон нетерпения и готовности к полету. За этой группой видна летящая богиня Афина – покровительница воина. Царевна Дилоноя, покрытая желтым покрывалом, горько переживает разлуку с любимым. Согласно академической традиции Иванов размещает фигуры в барельефном порядке. Движение в картине развивается слева направо.

В этом полотне воплощены размышления художника о нравственной подоснове великого деяния, сопряженного с безоглядной самоотдачей героя, даже если это грозит ему гибелью, т.е. выражена романтическая художественная концепция. Иванов, вопреки академическому классицизму, трактует идеальный образ многогранно, наделяя его чисто человеческими чертами: внутренней борьбой, ощущением «предвечности» и твердой решимости совершить подвиг.

В конце лета 1829 года Иванов окончил картину (которая была «принята с неудовольствием») и отправился в Италию.