Тема « Политический статус личности»

 

Класс: 11

Тип урока: урок формирования новых знаний и умений.

Вид урока: урок с применением ролевой игровой ситуации.

Цель: способствовать становлению осознанного демократического политического выбора и готовности к творческой реализации типичных для рядового гражданина политических ролей в соответствии с современными требованиями. (слайд)

Задачи:

1) раскрыть сущность политической культуры, правил политического поведения;

2) способствовать формированию осознанного противостояния молодежи попыткам манипулирования, содействовать развитию активной гражданской позиции;

3) развивать готовность утверждать в своей практической политической деятельности демократические ценности и нормы.

Требования из программы курса «Обществознание», авторы Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова, А.Ю. Лазебникова: Москва «Просвещение», 2006г. : выборы в демократическом обществе, избирательная кампания, избирательные технологии, человек в политической жизни, политическое участие, понятие политической культуры, политическая психология, политическое поведение.

Новые понятия: политическая культура, политический лидер, правила политического поведения, популизм.

Оборудование: Всеобщая декларация прав человека 1948г., Конституция РФ, слайдовая презентация в Power Point, предвыборные программы партий, кандидатов, дидактический материал на каждую парту.

План урока:

1) Политический статус личности;

2 ) Политическая культура;

3 ) Сущность роли избирателя (ролевая игра).

Политика – стремление к участию во власти

 и оказанию влияния на распределение власти.

М. Вебер.

 

Ход урока

 

1. Политический статус личности

Вступительное слово учителя:  Политическая жизнь динамична и изменчива. В ней участвуют люди, социальные группы и т.д. В этой сфере общества у личности появляются права и обязанности, выраженные в правовых актах и характеризующие правовое положение личности в обществе.

Перечислите политические права и свободы гражданина?( проверка на слайде)

- право избирать и быть избранным в органы гос. власти и местного самоуправления;

- объединяться в общественные организации, в том числе и в политические партии;

- проводить митинги, уличные шествия, демонстрации, пикетирования при условии предварительного уведомления властей;

- направлять личные и коллективные обращения (петиции) в государственные органы и должностным лицам.

В связи с этими правами у человека появляются  политические роли, назовите их?

-избиратель, депутат, член партии, участник митинга и т.д.

Из этого следует, что у человека есть свой политический статус, что это такое? (словарь)

Докажите гарантию наших политических прав через нормативные документы.

Работа с Декларацией и Конституцией РФ.

Сделайте вывод.

Кто выбирается в Российской Федерации?

В РФ избираются президент, Гос. Дума, законодательные собрания субъектов федерации, органы местного самоуправления.

Кто обладает избирательным правом?

Избирательным правом ( активным – с 18 лет, пассивным – при выборах на пост президента – с 35 лет, в Гос.Думу – с 21 года) обладают все граждане страны, за исключением тех, кто по решению суда признан недееспособным, а также лиц, содержащихся в местах лишения свободы по приговору суда.

2. Политическая культура

Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника и дидактическим материалом.

Что такое политическая культура, и из каких составляющих она состоит?

Для выполнения разнообразных политических ролей нужны знания, определенная система ценностей и овладение способами политической деятельности. Названные условия в совокупности характеризуют демократическую политическую культуру(словарь).

Политические знания – это знания человека о политике, политической системе, о различных политических идеологиях, а также о тех институтах и процедурах, с помощью которых обеспечивается участие граждан в политическом процессе.

Политические ценностные ориентации – это представления человека об идеалах и ценностях разумного или желаемого общественного устройства.

Способы практических политических действий – это образцы и правила политического поведения (словарь), которые определяют, как можно и как следует поступать.

Обращаем внимание на слайд, знакомимся с функциями политической культуры.

Познакомимся с типами политических культур. ( дидактический материал)

Функции политической культуры (слайд) :

Идентификация – раскрывает постоянную потребность человека в понимании своей групповой принадлежности и в стремлении определить приемлемые для себя способы участия в выражении и отстаивании интересов данной общности.

Ориентация – характеризует стремление  человека к смысловому отображению политических явлений, пониманию общественных возможностей при реализации прав и свобод в конкретной политической системе.

Адаптация – выражает потребность человека в приспособлении к изменяющейся политической жизни.

Социализация – характеризует обретение человеком определенных навыков и свойств, позволяющих реализовать в той или иной системе власти свои гражданские права, политические функции и интересы.

Интеграция – обеспечивает различным группам возможность сосуществовать в рамках определенной политической системы, сохраняя целостность государства и его взаимоотношений с обществом в целом.

Коммуникация – связана с взаимодействием всех субъектов и институтов власти на базе использования общепринятых понятий, символов, стереотипов и других средств информации и языка общения.

Как мы видим, все функции могут характеризовать и политическое участие – действия гражданина с целью повлиять на принятие и реализацию государственных решений, выбор представителей в институты власти, вовлеченность членов данного общества в политический процесс.

Какие формы участия вы можете назвать?  (проверка на слайде)

- реакция граждан на импульсы, исходящие от политической системы;

- участие в выборах;

- участие в деятельности политических партий, организациях, движениях;

- обращения граждан, встречи с политическим лидером ( словарь);

- участие в митингах, пикетах ит.д.;

- деятельность политических лидеров.

Назовите, какие из форм являются опосредованными – непосредственными, групповыми, массовыми, индивидуальными.

Какие из них постоянные, периодические, разовые?

3. Сущность роли избирателя (статус)

Степень вовлеченности в политику, по М.Веберу( немецкий социолог): (слайд)

1 Политики «по случаю» - это люди, принявшие участие в политической жизни во время выборов, референдумов, избирательных кампаний ит.п.

2 Политики «по совместительству» - это люди, проявившие себя в политической жизни, принявшие участие в политике по необходимости, которая не стала главным делом их жизни.

3 Профессиональные политики – это активные участники политической жизни, профессионально занимающиеся политикой, которая стала их основным занятием и источником существования.

Основные этапы избирательной кампании: ( слайд)

- назначение выборов;

- организация избирательных округов и участков;

- создание избирательных комиссий;

- регистрация избирателей в установленном порядке;

- выдвижение кандидатов на выборные должности;

- предвыборная агитация ( биография, программа, митинг, печатная агитация, встреча с избирателями, теледебаты и т.д.)

- процесс голосования на избирательных участках;

- подведение итогов голосования;

- установление и оглашение результатов выборов.

Это интересно: чтобы пройти в парламент, партиям необходимо преодолеть с 2007 года 7% барьер. Для сравнения: Египет – 8%, Швеция- 4%, Аргентина – 3%.

Ролевая игра «избирательная кампания»

Цель: закрепить и углубить теоретические знания о демократических политических моделях поведения; способствовать практическому овладению способами деятельности, отражающими роль избирателя и кандидата. Здесь появляются понятия политический лидер и популизм.

Игра предполагает воспроизведение в учебной работе наиболее типичных для избирательной кампании ролей, а также связанных с ними элементов политической деятельности.

- Какая избирательная система нами показана?

- В какой роли вы были?

- Каков ваш политический статус ?

- Какие политические права вами использованы?

- Повысилась ли ваша политическая культура?

- Какие уровни восприятия политики у вас были задействованы?  (словарь)

- Можно ли сказать, что вы первично социализированы? (Словарь)

- Зачем нужны выборы? А может, вы  будете политическими абсентеистами?

Домашнее задание : § 25, вопросы и задания на стр.304- 306. Подготовиться к семинару по теме «Демократическая политическая культура» ( дидактический материал)

 

Словарь:

Политический статус личности –это положение человека в обществе, предполагающее определенные политические права и обязанности.

Референдум – голосование населения по законодательному или иному внутри- и внешнеполитическому вопросу. ( родина референдумов Швейцария)

Плебисцит – это выявление мнения избирателей путем голосования.

Три уровня восприятия политики( по Г.Алмонду и С. Вербе- амер. ученые):

1 когнитивный, то есть уровень знания политической системы и политиков;

2 аффективный, то есть уровень чувств – негативных или позитивных, которые вызывают политика и власть;

3 оценочный, то есть уровень суждений о политике и власти.

Политическая культура- это отношение граждан к политике и политическому устройству общества, политический образ жизни. Политическая культура является неотъемлемым компонентом профессионализма любого человека, какой бы деятельностью он ни занимался.

Политическое манипулирование – это управление политическим сознанием с целью побуждения гражданина действовать или бездействовать вопреки собственным интересам.

Политическое поведение – это поступки и действия субъекта политики, характеризующие его взаимодействие с социальной средой, с различными общественно- политическими силами, направленными на достижение социально значимой цели.

Политическая социализация – процесс усвоения индивидом или группой ценностей и норм политической культуры, присущих конкретному обществу и позволяющих эффективно выполнять политические роли и функции и тем самым обеспечивать сохранение самого общества и политической системы.

Первичная социализация – процесс политического просвещения детей и юношества.

Вторичная социализация – активное взаимодействие личности с политической системой на основе полученных ею ранее ценностных ориентаций и установок.

Периоды социализации ( по Д.Истону и Дж. Денису- амер. политологи)

1 Политизация – период, в течение которого у ребенка формируется осознание наличия политической власти как более важной, чем власть родителей.

2 Персонализация – период, когда политическая власть в сознании ребенка приобретает конкретно осязаемые черты через символизирующие ее фигуры – президента, полицейского.

3 Идеализация – период, в рамках которого ключевым политическим фигурам приписываются исключительно положительные качества.

4 Институциализация – период, когда ребенок переходит от персонифицированного представления о власти к институциональному, т.е. к восприятию власти через обезличенные институты (партии, суд, парламент, армию и др.)

Выборы – комплекс мер, связанных с формированием руководящих органов государства, партий, организаций.

Политический абсентеизм – уклонение избирателей от участия в голосовании на выборах.

Политическая программа – совокупность положений, описывающих будущее устройство общества, выражающих критику стоящего у власти правительства, средства и механизмы решения злободневных социальных и экономических проблем, с которыми стакивается народ.

 

Политические знания – это знания человека о политике, политической системе, о различных политических идеологиях, а также о тех институтах и процедурах, с помощью которых обеспечивается участие граждан в политическом процессе.

 

Политические ценностные ориентации – это представления человека об идеалах и ценностях разумного или желаемого общественного устройства.

 

Способы практических политических действий – это образцы и правила политического поведения (словарь), которые определяют, как можно и как следует поступать.

 

Функции политической культуры (слайд) :

Идентификация – раскрывает постоянную потребность человека в понимании своей групповой принадлежности и в стремлении определить приемлемые для себя способы участия в выражении и отстаивании интересов данной общности.

Ориентация – характеризует стремление  человека к смысловому отображению политических явлений, пониманию общественных возможностей при реализации прав и свобод в конкретной политической системе.

Адаптация – выражает потребность человека в приспособлении к изменяющейся политической жизни.

Социализация – характеризует обретение человеком определенных навыков и свойств, позволяющих реализовать в той или иной системе власти свои гражданские права, политические функции и интересы.

Интеграция – обеспечивает различным группам возможность сосуществовать в рамках определенной политической системы, сохраняя целостность государства и его взаимоотношений с обществом в целом.

Коммуникация – связана с взаимодействием всех субъектов и институтов власти на базе использования общепринятых понятий, символов, стереотипов и других средств информации и языка общения.

 

 

 

 

 

 

ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ БЮЛЛЕТЕНЬ

 

Поставьте любой знак в пустом квадрате справа от фамилии кандидата, в пользу которого сделан выбор.

Избирательный бюллетень, в котором любой знак поставлен более чем в одном квадрате либо не проставлен ни в одном из них, считается недействительным.

 


__________________________________________________________________

 

 


_____________________________________________________________

 

 

ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ БЮЛЛЕТЕНЬ

 

Поставьте любой знак в пустом квадрате справа от фамилии кандидата, в пользу которого сделан выбор.

Избирательный бюллетень, в котором любой знак поставлен более чем в одном квадрате либо не проставлен ни в одном из них, считается недействительным.

 


__________________________________________________________________

 

 


____________________________________________________________

 

 

ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ БЮЛЛЕТЕНЬ

 

Поставьте любой знак в пустом квадрате справа от фамилии кандидата, в пользу которого сделан выбор.

Избирательный бюллетень, в котором любой знак поставлен более чем в одном квадрате либо не проставлен ни в одном из них, считается недействительным.

 


__________________________________________________________________

 

 


____________________________________________________________

 

 

ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ БЮЛЛЕТЕНЬ

 

Поставьте любой знак в пустом квадрате справа от фамилии кандидата, в пользу которого сделан выбор.

Избирательный бюллетень, в котором любой знак поставлен более чем в одном квадрате либо не проставлен ни в одном из них, считается недействительным.

 


__________________________________________________________________

 

 


____________________________________________________________