Историк архитектуры и живописи Вазари. XVI в.:

В этих постройках, которых так много, что мир ими зачумлен, двери украшены колоннами тонкими и скрученными наподобие винта, которые никак не могут нести нагрузку, какой бы легкой она ни была. И в работах этих устраивали они столько выступов, разрывов, консолей и завитушек, что лишали свои вещи всякой соразмерности, и часто, нагромождая одно на другое, они достигали такой высоты, что верх двери касался у них крыши. Манера эта была изобретена готами, ибо после того, как были разрушены древние постройки и войны погубили архитекторов, то оставшиеся в живых стали строить в этой манере и заполняя всю Италию черт знает какими сооружениями… Упаси боже любую страну от одной мысли о работах подобного рода, столь бесформенных по сравнению с красотой наших построек, что и не заслуживают того, чтобы говорить о них больше, чем сказано.

 

Немецкий писатель Гете. XIX в.:

Когда я впервые шел к Страсбургскому собору, голова моя была полна общепринятых теорий хорошего вкуса. Под рубрикой «готическое», как гласил словарь, я соединял все синонимы ошибочных представлений о неопределенном, беспорядочном, неестественном, бессвязном, нагроможденном, которые когда-либо приходили мне в голову и, присоединяясь к общему хору, твердил: «Вконец задавлено украшениями». Поэтому-то, на пути к собору, меня разбирал страх, словно перед встречей с ощетинившимся чудищем.

И как же я был поражен, когда к нему приблизился. У меня дух захватило от его целостности и величия. Собор состоял из тысяч отдельных, гармонически сочетавшихся частей, он приводил в восторг и восхищение, но постигнуть, объяснить его себе было невозможно.

 

Немецкий писатель Гейне. XIX в.:

Эти готические соборы – как согласованы они с культом и как раскрывается в них самая идея церкви! Все здесь стремится ввысь, все пресуществляется: камень разрастается в ветви и листву и становится деревом; плод виноградной лозы и хлебного колоса становится кровью и плотью; человек становится богом; бог становится чистым духом! Бесценно, неисчерпаемо богатство материала, который представляет для поэтов христианская жизнь средних веков.

Ответьте на вопросы:

  1. Какое отношение к готическому искусству сложилось в XVI в. и сохранялось в дальнейшем?
  2. *Чем можно объяснить подобное отношение? *Случайно ли его появление именно в XVI в.?
  3. Какое впечатление производили готические соборы на немецких писателей Гете и Гейне? **Как вы понимаете слова Гейне о том, что в готическом соборе «раскрывается идея церкви»?
  4. *Опишите свои впечатления от готических построек. **В чем вы лично согласны или не согласны с представленными здесь мнениями?