С. Ушаков. Троица. 1671

В иконописи XVII века при внешнем соблюдении канона меняются живописные приемы, формы становятся объемными, большое внимание уделяется бытовым деталям. Эти особенности периода нашли отражение и в творчестве Симона Ушакова – жалованного иконописца Оружейной палаты Московского кремля. Главный практик и теоретик искусства Симон Ушаков подготовил к печати наглядное пособие для обучения иконописателей – в виде атласа всех частей человеческого тела с предисловием. Теоретический идеал Ушакова – изображение в зеркале. Его произведения демонстрируют незаурядное мастерство рисунка и композиции и неприятный для XVII века иллюзионизм. В основе иконографии – извод «Троицы» Андрея Рублева. Та же вписанность трех фигур ангелов в круг, те же атрибуты – палаты Аврамовы, дуб Мамврийский, гора, престол с жертвенной чашей. Но символические атрибуты приобретают объем и зримую телесность. Нет привычной звучности цвета, лики ангелов написаны объемно, а предметы тщательно детализированы. Тяжелое твореное золото, тяжелые фигуры ангелов с плотными, напоминающими лебединые крыльями вписаны в приплюснутую окружность, престол напоминает расписной пиршественный стол, покрытый скатертью и уставленный яствами в драгоценной посуде.

У Рублева – прославление жертвы. У Ушакова – чаша без агнца. Он выстраивает симметричную композицию, при которой центральный ангел устремляет взор на предстоящего, а двое – друг на друга.

Художник соединяет иконописную традицию с новой манерой, идущей от западноевропейского искусства, что приближает «Троицу» Симона Ушакова к светской живописи.