М.А. ВРУБЕЛЬ. Демон (сидящий). 1890

Своего первого «Демона» М.А. Врубель написал в 1885 году, в один год с картиной И.Е. Репина «Иван Грозный и сын его Иван». «Демон» (сидящий) появился на свет в том же году, что и картина Н.Н. Ге «Что есть истина? Христос и Пилат». В 1887–1888 годах были написаны «Всюду жизнь» Н.А. Ярошенко, «На бульваре» Вл.Е. Маковского, «Не ждали» И.Е. Репина и такое этапное для русского искусства полотно, как «Боярыня Морозова» В.И. Сурикова. Эти произведения, написанные в одно и то же время, как ни странно, принадлежат разным эпохам в искусстве.

Творчество Врубеля стоит в преддверии нового периода – модерна и символизма, а работы Ярошенко, Вл. Маковского, Репина и Сурикова (вне зависимости от их художественного совершенства и значимости) – яркие примеры критического реализма. Именно в начале 1890-х годов определяются многие тенденции, которые получат дальнейшее развитие в культуре рубежа XIX–XX веков.

Врубель практически не обращался к социальным темам, которые так волновали художников критического реализма. Он один из немногих в русском искусстве фантастов и мечтателей, которым свойственна патетика как нечто абсолютно естественное.

Образ демона проходит через весь творческий путь Врубеля. Художник делал иллюстрации к поэме М.Ю. Лермонтова «Демон», декорации к одноименной опере А.Г. Рубинштейна, образ демона появлялся в его майоликах, панно и живописных произведениях.

Врубель считал, что неверно воспринимать демона как носителя зла и коварства, по его словам, демон «олицетворяет собой вечную борьбу мятущегося человеческого духа, ищущего примирения обуревающих его страстей и не находящего ответа на свои сомнения ни на земле, ни на небе».

В «Демоне » сидящем Врубелю удалось выразить томление духа, невыразимое словами. Обладая блестящей академической выучкой, художник не следует строго натуре. Он сознательно уплощает пространство, превращая его в фон с фантастическими кристаллами цветов за спиной фигуры. Демон, сидящий в напряженной и неудобной позе, обхватив сцепленными руками колени, смотрит с высоты скал в какое-то, одному ему ведомое пространство. Художник располагает фигуру в центре вытянутого по горизонтали холста, оставляя слева и справа достаточное пространство для фона. Голова и ноги героя срезаны верхним и нижним краями холста. Именно такой композиционный прием помогает создать образ загнанной силы, невозможности встать во весь рост, невозможности «найти ответ на свои сомнения ни на земле, ни на небе».

Многозначность образа, ассоциативность произведения, необычная для той поры манера письма, как бы гранящая форму, напряженность цветовой гаммы, трагизм как некая формула бытия – все эти черты словно подают сигнал о приближении эпохи символизма.