М.М.Антокольский. Петр Первый. 1872

Жанровое разнообразие скульптуры не столь велико как в живописи, основная тема для скульпторов - изображение человека или животных. Обращаясь к портретному жанру, русские ваятели 18-19 веков обычно представляли современников, чаще всего, это были работы, выполненные с натуры. Попытку расширить возможности скульптуры, изменить ее тематический диапазон предпринял во второй половине 19 века известный российский мастер Марк Матвеевич Антокольский (1843-1902). Он создал целую галерею портретных образов русских исторических деятелей, с которыми он сам никогда не встречался. Свои портреты Антокольский создавал на основе тщательного постижения документальных источников и сочинений, внимательного изучения уже имеющихся прижизненных портретов, а также в результате собственных размышлений и представлений об исторической миссии своего героя. Так появились образы "Петра I", "Ивана Грозного", "Ермака", "Ярослава Мудрого", которые отразили представление об отечественной истории целого поколения позитивистски настроенной русской интеллигенции.

Новаторский подход Антокольского к созданию образов великих людей состоял также в том, что он не прибегнул к высокому штилю классицизма, не стал использовать в своих творениях сложный язык аллегорий. Исторических персонажей он изображал с позиций художника-реалиста: стараясь создавать произведения, наполненные глубоким психологическим, нравственным или даже философским содержанием, он оставался верным ясным композиционным принципам и был предельно достоверным в деталях. Близость к демократическим художественным кругам, дружба с В.В. Стасовым только утвердили мастера в правильности его пути.

После громкого успеха статуи "Иван Грозный" Марк Антокольский решил обратиться к образу царя Петра Великого. "Мне хотелось, - вспоминал скульптор, - олицетворить две совершенно противоречивые черты русской истории. Мне казалось, что эти, столь чуждые один другому образы, в истории дополняют друг друга и составляют нечто цельное". В противоположность царю Ивану с его мятущейся душой Петр I в представлении Антокольского натура цельная и могучая, не знающая колебаний и сомнений. Скульптор работал над статуей Петра в Италии, в 1872 году она была завершена, переведена в гипс и представлена в Москве на первой Политехнической выставке, организованной к 200-летнему юбилею со дня рождения Петра I. Публика к скульптуре отнеслась довольно сдержанно, не одобряя столь явную идеализацию образа царя. Впрочем, были и другие мнения. Обычно скупой на похвалы Павел Михайлович Третьяков, глядя на работу скульптора, воскликнул, что она прекрасна. "Просто и выразительно, и грандиозно. Молодец Антокольский".

При создании статуи Петра автор использовал иные художественные средства, нежели в более индивидуализированном изображении Ивана Грозного. Здесь Антокольский допускает более обобщенную моделировку, характерную для монументальной скульптуры. Фигура Петра, данная в полный рост, воспринимается во всем величии, она наделена скрытой энергией и силой. Поднятая голова Петра, отведенная в сторону правая рука, выступающая вперед нога, откинутые ветром пола мундира и шарф усиливают впечатление целеустремленности, уверенного движения. Выпрямлен стан, мощно развернуты плечи и властно поднята голова, тверд и зорок взгляд, обращенный вдаль. Преодолевая напор ветра, царь идет вперед, как воплощение всепобеждающей силы разума. Его движениям, при всей их стремительности, присущи неторопливость и величавая внутренняя сдержанность. Рассчитывая на восприятие статуи в разных ракурсах, Антокольский обогатил характеристику героя, сделав ее более многообразной и сложной. Выразительностью моделировки отличается лицо Петра, с плотно сжатыми, напряженными губами, нахмуренными бровями и резко очерченным профилем.

Наряду с монументализацией образа, Антокольский стремился сохранить его историческую конкретность, которая, по его мнению, должна была проявляться не только в наружности и характере, но и в деталях облачения императора. Пожалуй, в этом выявилась противоречивость пластического замысла. Монументальность и целостность статуи требовали лаконизма, обобщения формы, скупого и точного отбора деталей. Марк Матвеевич скрупулезно разрабатывал незначительные подробности: швы и петли на обуви, пуговицы мундира, шпоры на сапогах. Несмотря на то, что скульптор следовал традициям современной ему школы, эта статуя представляла собой одну из первых попыток решения новых для всей русской пластики задач монументального искусства. Впоследствии памятники Петру I по модели Антокольского были установлены в Петергофе, Архангельске, Таганроге и Петербурге.

Героический Петр Антокольского открыт миру, он пришел воевать, строить, преобразовывать. Скульптор считал его великим деятелем, он писал: "Необыкновенный во всех отношениях, у него все необыкновенно: рост необыкновенный, сила необыкновенная, ум необыкновенный. Как администратор, как полководец он тоже был из ряду вон. И страсти, и жестокость его были необыкновенны".

Справочная информация

Пётр I Великий (Пётр Алексеевич); 30 мая (9 июня) 1672 - 28 января (8 февраля) 1725) - русский царь (с 1682) и первый император (с 1721) Российской империи; один из самых выдающихся государственных деятелей в мировой истории, определивший направление развития России в XVIII веке.

Жукова А.В.

www.radmuseumart.ru

© Саратовский государственный художественный музей имени А.Н.Радищева