Чемесов Евграф Петрович (1737 - 1765).
С оригинала Ж-Л. Девельи.
Портрет графа Григория Григорьевича Орлова.
Январь 1764 г. Россия, Санкт-Петербург

Бумага, офорт, резец, сухая игла. Л.43,5x31,1; И.23x16,2; Д.25,3x18,2.

       Аннотация: Портрет графа Григория Орлова выполнен в 1764 году в период взлета его карьеры выдающимся русским гравером Евграфом Петровичем Чемесовым, "подлинным гением в гравюре" по оценке его учителя Г.-Ф.Шмидта.
       Описание: Круглый медальон на постаменте вписаны в прямоугольник. Орлов изображен оплечно, вправо в профиль. В парике, сзади волосы перевязаны лентой. На плаще, изображение которого выходит за рамки круга, нашивная Андреевская звезда. По периметру круга, на обрамлении надпись: Графъ Григорiй Григорьевичъ Орловъ. В верхней части "рамы" изображение кольца с лентой, завязанной бантом, на котором как бы "висит" портрет. Верхняя часть постамента украшена гирляндой. На постаменте стихи А.Сумарокова. Чрезвычайно тонкая, изящнейшая штриховка в сближенной тональной гамме органично сочетается с глубиной и благородством образной характеристики. Внизу под изображением слева: Рисавалъ I.Девеллiй,; в центре: Ст: сочинилъ А:Сумароковъ.; справа: Выръезалъ Е.Чемесофъ. Надпись на постаменте: Чiе ты зришъ лице, помощникомъ былъ онъ, / Спъшащей Истинъ, спасти Россiйскiй тронъ, / Не мстителенъ, не гордъ, не золъ, не лицемъренъ, / Имперiей любимъ, ИМПЕРАТРИЦЪ въренъ.
       Чемесов Евграф Петрович - один из лучших русских граверов, сын бедного дворянина Нижегородской губернии, родился в 1737 г. и шестнадцати лет от роду был записан на службу капралом в лейб-гвардии Семеновский полк. По свидетельству Я. Штелина в его заметках об изящных искусствах в России, Чемесов еще в юности отлично рисовал пером, упражняясь в копировании гравюр преимущественно Вагнера. Художник-самоучка был замечен И.И. Шуваловым , вытребован в 1759 г. из полка в Академию Художеств и произведен в поручики Копорского полка, из которого потом перечислен в Астраханский. Учась в академии у знаменитого Г.-Фр. Шмидта , Чемесов работал с такой усидчивостью, что вскоре получил горловую чахотку; его покровитель, Шувалов, брал его на лето к себе на дачу, но здоровье гравера не могло восстановиться. Несмотря на это, в первый же год своего пребывания в классе Шмидта, Чемесов награвировал мастерски портрет Петра Великого с оригинала Натье, а в 1760 г. чрезвычайно талантливый крошечный портрет И.И. Шувалова (с Ротари). Вслед за тем, в 1761 г., исполнены им профильный портрет барона А.С. Строганова (с рисунка Шмидта) и два портрета императрицы Елизаветы Петровны - один, побольше, с оригинала Токе, и другой, известный у коллекционеров под названием "Черной Мантильи", с оригинала графа Ротари. За это превосходное произведение, не уступающее лучшим работам самого Шмидта, Академия Художеств наградила Чемесова в 1762 г. званием академика и вскоре после того вверила ему заведование печатной палатой и управление, вместе с гравером Тейхером, классом гравирования, оставшимся, за отъездом Шмидта в чужие края, без руководителя. В последние два года своей жизни (в 1764 и 1765 годы) Чемесову пришлось испытать много неприятностей. Шувалова, человека доброго, искреннего, настоящего любителя искусств, сменил в академии сухой и придирчивый И.И. Бецкой. Начались придирки к Чемесову за несоблюдение разных формальностей, но более всего огорчило его пренебрежение, оказанное ему академией: когда была в 1764 г. учреждена эта так называемая большая академия, директорами ее были назначены Жилле , де ла Мотт и Торелли, а Чемесов не попал в их число. Это так его оскорбило, что он немедленно подал прошение об увольнении его из академии, причем представил ее совету 14 своих гравированных досок с отпечатками с них, предлагая купить их всего за 250 рублей. Отставка была дана ему в тот же день, но о досках не постановлено никакого решения. Раздраженный Чемесов написал конференц-секретарю академии А.М. Салтыкову : "Ежели академия почитает 250 рублей в большое мне пожалование за мои поднесенные доски и эстампы, то я не почитаю себе за великое оными доскам и эстампами академию подарить, и вас, государь мой, прошу оные слова объявить господам членам". Обидевшись столь дерзким письмом, члены решили уплатить ему за 13 досок требуемые им 250 рублей, а четырнадцатую доску, с его собственным портретом (исполненным по рисунку де-Велльи), равно как и оттиски с нее, отдать ему назад. По выходе из академии, Чемесов поступил в чине коллежского асессора, в кабинет Ее Величества, под начальство благорасположенного к нему графа Сиверса . На новой службе он не успел произвести ни одной работы, так как вскоре умер, 30 августа 1765 г. Всех гравюр Чемесова насчитывается не более 17-ти. На некоторые из них было указано выше. Остальные его гравюры, известные любителям искусства, - портреты первого русского актера Ф.Г. Волкова (с Лосенки ), портрет императрицы Екатерины II (профильный с графа Ротари), фельдмаршала графа Б.-Хр. Миниха (профильный), графа Гр. Гр. Орлова (то же, с рисунка де-Велльи), того же вельможи (с гр. Ротари), И. Гр. Орлова (с Рокотова ), великого князя Павла Петровича и графа Я.Е. Сиверса. Ср. статью П.Н. Петрова о Чемесове в апрельской книжке "Библиотеки для Чтения" за 1860 г. и издание Д.А. Ровинского "Русский гравер Чемесов" (СПб., 1878).
       Орлов Григорий Григорьевич (1734-1783, Москва) - военный и государственный деятель. Брат А.Г. Орлова. Происходил из дворян. Окончил Сухопутный кадетский корпус, но образование получил скудное. Отличился во время Семилетней войны 1756-1763, когда в сражении при Цорндорфе, будучи трижды ранен, не покинул поле боя. По возвращении в Петербург Орлов, силач и отважный красавец, стал одной из первых фигур дворцового переворота 1762, возведшего на трон Екатерину II. Успех этого предприятия принес Орлову графский титул, земельные и денежные пожалования, чин генерал-майора и звание генерал-адъютанта. Он занял должность генерал-фельдцехмейстера, т.е. командующего артиллерией рус. армии, стал хозяином в императорском дворце. Не обладал способностями гос. деятеля, но являлся фаворитом императрицы. Екатерина II даже хотела выйти за него замуж, но передумала после слов Н.И. Панина: "Приказание императрицы для нас закон, но кто же станет повиноваться графине Орловой?" Орлов покровительствовал писателям, ученым; был избран президентом учрежденного им "Экономического общества", собрал и сохранил бумаги М.В. Ломоносова, содействовал знакомству Екатерины II с Д.И. Фонвизиным. В 1771 жестоко подавил "чумной бунт" в Москве, заслужив благодарность Екатерины II. Появление в 1774 при дворе Г.А. Потемкина свело влияние Орлов на нет. С 1755, выйдя в отставку, жил в Зап. Европе, затем под Москвой, впав после смерти любимой жены в тихое помешательство.

Использованы материалы кн.: Шикман А.П. Деятели отечественной истории. Биографический справочник. Москва, 1997 г.