Добиньи Шарль Франсуа. Городок на Сене. 1874

Искусство Шарля Добиньи очень ценил А.П. Боголюбов. Его интересовала возможность передавать в живописи саму жизнь. В "Записках моряка-художника" он писал: "Меня очень полюбил художник Добиньи, хвалил мою работу и даже поменялся со мной этюдом, который составляет украшение моего Саратовского Радищевского музея". А.П. Боголюбов не преувеличил значения подарка: пейзаж "Городок на Сене" до сих пор является одной из лучших картин в коллекции музея.

Шарль Добиньи родился в семье ремесленников, где поощрялся ранний интерес мальчика к рисованию. В 17 лет юноша совершил путешествие в Италию. Он работал реставратором живописи, некоторое время учился в мастерской знаменитого Поля Делароша, много копировал старых мастеров в Лувре. Шарль Добиньи - примкнул к художникам барбизонской школы. Туда входили крупнейшие пейзажисты Франции, Теодор Руссо, Констан Тройон, Жюль Дюпре. Для них красота была неотделима от правды., правды чувства и высказывания. Такую возможность они видели в живом соприкосновении с природой, работе на открытом воздухе.

Добиньи превратил в плавучую мастерскую свою лодку "Ботен", на которой не спеша передвигается по Сене, Марне, Уазе. На их берега он мог смотреть без устали. Одним из первых Добиньи стремился запечатлеть с помощью кисти мимолётность и неповторимость, иногда очень краткого, момента в состоянии природы, именно поэтому он считается одним из предвестников импрессионизма. Замечательно передан на картине миг заката, когда на земле уже лежат сумерки, а небо ещё светится, отражаясь в тихой речной воде. Этот свет делает простой мотив волнующим зрелищем. Тень поначалу кажется везде одинаковой, но она тоже пульсирует и живёт, как свет. Самой тёмной, почти чёрной, она кажется в соседстве с "горящими" красками заката. В отражениях на воде она серее, мягче, справа, в прибрежном кустарнике, потемнее. Передавая динамичность окружающего мира, Добиньи всегда стремится сохранить на картине ощущения торжественного покоя, который так подкупает зрителя в классическом искусстве.

Справочная информация

Пленерная живопись - метод работы художника с натуры на открытом воздухе. (от французского plein air - вольный воздух). Предполагает выявление связей предмета с окружающей его свето-воздушной средой.

Барбизонская школа - (от французского Barbison) название деревни во Франции в лесах Фонтенбло под Парижем. Барбизонцы - французские художники середины Х1Х века, основатели национальной школы пейзажной живописи. Они заменили классицистический пейзаж с обязательными нормами построения, аллегорическими фигурами "в римском стиле" простым обыденным пейзажем, написанным целиком или частично с натуры.

Импрессионизм - (франц. impression - впечатление) Направление во французском искусстве 1870-1890-х годов. Название "импрессионизм" возникло после выставки 1874 года, на которой была показана картина Клода Моне "Впечатление. Восходящее солнце".

Художники писали свои картины на открытом воздухе, стремясь уловить малейшие изменения цвета под воздействием вибрирующей свето-воздушной среды. Они работали в светлой и яркой цветовой гамме раздельными мазками чистого цвета.

Краснопёрова Л.П.

www.radmuseumart.ru

© Саратовский государственный художественный музей имени А.Н.Радищева