А.В. Тыранов. Мальчик с метлой. 1820-1830

К середине 19 века наметились перемены в русском искусстве, в его стремлении к большей демократичности. Одним из проявлений процессов демократизации искусства стало жанровое разнообразие и более широкий спектр тем и сюжетов, интересующих художников. Все громче заявляет о себе бытовой жанр, художники-жанристы больше внимания уделяют жизни простых людей. Одним из первых живописцев, кто пренебрег академическими нормами и посвятил большую часть своего творчества созданию крестьянских образов, был Алексей Гаврилович Венецианов (1780-1847). Он выступил в русском искусстве как новатор не только в качестве художника, но и как создатель собственной художественной школы. Ученики мастера - в ряде случаев крепостные - жили и учились у него бесплатно. Школа попеременно функционировала в его имении Сафонкове Тверской губернии и в Петербурге, получая некоторую поддержку Общества поощрения художников. Педагогическая система мастера сводилась к развитию в ученике способности видеть и изображать окружающий мир в его непосредственной реальности, вне заранее заданных норм и канонов. Так, воспитанники Венецианова не копировали, подобно академистам, чужих оригиналов или специальных таблиц с изображением отдельных частей тела. Они постигали законы формы, перспективы, цвета на реальных предметах, переходя от простых задач к сложным. Из школы Венецианова вышло немало интересных живописцев, получивших широкую известность и признание профессионалов: С.К. Зарянко, К.А. Зеленцов, Г.В. Сорока, Н.С. Крылов, Е.Ф. Крендовский.

Одним из самых известных "венециановцев" стал Алексей Васильевич Тыранов (1808-1859), который начал свое художественной обучение в иконописной мастерской своего родного города Бежецка Тверской губернии. Сюда в 1824 году приехал в поисках юных талантов А.Г. Венецианов и взял молодого художника к себе в сафонковскую школу. Вскоре на выставках появились первые самостоятельные картины и этюды Тыранова, натюрморты и бытовые сцены. Но уже в самых ранних работах художника ощущается его пристрастие к портретному жанру, чем Тыранов отличался от большинства учеников Венецианова, ставших жанристами либо пейзажистами. В конце 20-х годов 19 века он создал целую галерею портретных зарисовок, главными героями которых становились крестьяне, дворовые, ремесленники. Такие портреты носили несколько обобщенный характер, в них автор акцентировал внимание на типичных для представителя той или иной среды чертах и деталях, потому всегда прослеживается жанровый мотив. Подобный подход к моделям заметен в "Мальчике со щеткой и сапогами в руках" (1827), "Портрете Ржевской купчихи" (1825), "Мальчике с корзиной яблок" (1827).

Одним из таких типизированных портретов является "Мальчик с метлой", выполненный Тырановым в эти годы. Эта небольшая работа близка к этюду своей лаконичностью, вниманием к натуре. Автор неторопливо и последовательно изучает свою модель, его кисть столь же основательна и кропотлива. Персонаж картины производит впечатление значительного и немногословного молодого человека, который предается мечтательному настроению. Образ мальчика-дворника у Тыранова отличается той двойственностью, что и крестьяне на картинах его учителя. С одной стороны, мы видим стремление автора быть предельно правдивым: мягкая меховая шапка, торчащие прутья метлы, грубоватый армяк серого сукна, стриженные в скобку волосы - метко схваченные, вполне реалистичные подробности. С другой стороны, в картине присутствуют элементы штудийности, откровенно идеализированная модель нарочито позирует художнику. Статичность и некоторая напряженность модели создают ощущение отстраненности персонажа, придают картине созерцательный и даже поэтичный характер.

Подобное отражение реальности развивалось в России под влиянием стиля бидермайера, во многом определившего вкусы провинциальной русской живописи второй четверти 19 века. Бидермайер - немецкий термин, обозначающий искусство, в котором на первый план выходят ценности повседневной, буржуазной, городской жизни; домашний мир "маленького" человека. Бидермайер существовал параллельно романтизму в первой половине XIX века. В немецкой школе бидермайер имеет чёткие хронологические рамки - 1815-1848 годы. Среди европейских школ именно в Германии и России он получил особое развитие. В русском искусстве понятие бидермайер в основном ассоциируется со школой Венецианова. Некоторые исследователи считают, что венециановский период "мог бы быть назван русским "бидермайером". Д.В. Сарабьянов почти отождествляет "русский бидермайер" и школу Венецианова, причем речь не только о непосредственных учениках мастера. Можно говорить скорее о круге Венецианова, имея в виду целую стадию в развитии русского искусства. Бидермайер часто называют "срединным искусством", в котором нет больших имен и великих произведений.

Справочная информация

Бытовой жанр - вид изобразительного искусства, посвященный повседневной (обычно современной) частной и общественной жизни. В задачи бытового жанра входит не только достоверное изображение увиденных в жизни взаимоотношений и поведения людей, но и раскрытие внутреннего смысла и общественного содержания повседневных бытовых явлений.

Бидермайер - явление, возникшее в немецко-австрийской культуре в первой половине XIX столетия, но получившее распространение и в других европейских странах, что позволяет рассматривать его как феномен стиля общеевропейского масштаба.

Исследователи искусства склонны определять его временные границы, как стиля, возникшего после окончания освободительных войн против армии Наполеона Бонапарта и Венского конгресса (октябрь 1814 - июнь 1815) и существовавшего до революции в Германии (март 1848 года). Название "бидермайер" возникло случайно. В 1869 г. вышел сборник стихов немецкого поэта Л. Айхродта "Комические песни Бидермайера" ("Biedermeier" Liederlust). Это название носило ироничный характер, так как герой Айхродта отличался мещанскими вкусами и интересами. По его собственным словам, он был образцом "скромного бидермайера, который, довольствуясь своей комнатушкой, крошечным садиком и жизнью в забытом богом местечке, умудрялся отыскать и в участи профессии сельского учителя невинные радости земного счастья". Для художественного стиля Бидермайер было характерно тяготение к интимным, сентиментальным образам и сюжетам, камерность, поэтизация мира вещей, уюта домашнего интерьера.

Жукова А.В.

www.radmuseumart.ru

© Саратовский государственный художественный музей имени А.Н.Радищева