ЧАЙКОВСКИЙ
ПЕТР ИЛЬИЧ (1840 — 1893)
Петр Ильич родился 7 мая 1840
в Воткинске (Вятская губерния), в семье начальника Камско-Воткинского завода,
горного инженера Ильи Петрович Чайковского. В детстве рос очень нежным,
чувствительным ребенком, и его болезненность особенно обострилась после смерти
любимой матери (1854). Он получил домашнее воспитание, а затем, после двух лет
занятий в пансионе, поступил в петербургское Училище правоведения (1852).
Окончив его в 1859, стал чиновником Департамента юстиции. С 14 лет начал
проявлять склонности к композиции, в 1860 или 1861 опубликовал романс на
итальянский текст и тогда же, совершив путешествие по Западной Европе (1861),
решил заняться музыкой в музыкальных классах Российского Музыкального Общества,
преобразованных в 1862 году в Петербургскую консерваторию. Здесь Чайковский
учился у Н.И.Зарембы (по гармонии и контрапункту) и у А.Г.Рубинштейна
(инструментовка и сочинение).
В 1862 году оставил службу в
Министерстве юстиции. В 1865 году окончил консерваторию с отличием, а в
1866 году Н. Рубинштейн пригласил его на кафедру гармонии Московской
консерватории, где композитор преподавал в течение одиннадцати лет. В 1877 году
после неудачной женитьбы обретает в лице богатой вдовы Надежды фон Мекк
меценатку, обеспечившую ему годовую пенсию в 6000 рублей (до 1890 года).
Полностью посвятив себя композиции, Чайковский живёт в Каменке, в доме своей
сестры Александры, в имении фон Мекк или в своём поместье в Майданово, а также
в Петербурге и Москве. В этот период как дирижёр своих собственных сочинений
посещает ряд европейских стран, даёт концерты в Соединённых Штатах, в 1893 году
становится доктором Кембриджского университета. С 1891 года композитор
живет на окраине города Клина. Там в общении с любимой русской природой Чайковский
создал свои лучшие произведения, в том числе и Шестую симфонию. Она была
впервые исполнена в Петербурге под управлением автора. Через несколько дней
после премьеры композитор тяжело заболел и в ночь с 25 на 26 октября скончался.
Жизнь великого русского музыканта
оборвалась в то время, когда он был в расцвете сил и полон новых, разнообразных
творческих замыслов
Жизнь Петра Ильича Чайковского была
интенсивной и многообразной, его творческая деятельность охватывает почти
30-летний период. В историю русской музыки он вошел прежде всего как
композитор, яркий и многогранный, но он еще был и музыкальным критиком,
публицистом: ему принадлежат стихи, либретто некоторых его опер, перевод на
русский язык ряда музыкально-теоретических работ. Он прекрасно дирижировал
своими произведениями в концертах, был замечательным педагогом.
Чайковский - один из первых
выпускников только что открывшейся в России, Петербургской консерватории, а
затем преподаватель Московской. Он автор первого в России учебника по
гармонии, пользующего популярностью до сих пор.
Среди его учеников - имена,
которые так же составляют великое музыкальное наследие России. Это С.И.Танеев,
Н.С.Кленовский и другие. В круг его друзей входили - А.Н.Островский,
Ф.В.Одоевский, Н.Г.Рубинштейн, П.И.Юргенсон и другие крупные деятели
культуры. А.П.Чехов посвятил Чайковскому свою книгу рассказов «Хмурые люди».
Музыка Чайковского имеет очень
сильное воздействие на слушателя. Она обладает глубокой эмоциональностью и
выразительностью. В своих произведениях он отражал вечные темы для каждого
художника: любви, жизни и смерти (рока), образы природы, а так же затрагивал
темы окружающей его обстановки (2-й половины 19 в).
Опираясь на достижения Глинки,
Чайковский свободно использовал все средства музыкальной выразительности для
достижения наиболее полного отражения задуманного образа. Это касается и самих
мелодических линий, и гармонии и оркестровки. Он смело опирается на европейские
инструментальные традиции и русское народное творчество, создавая свой
неповторимый музыкальный язык и эмоциональный колорит.
Любимыми жанрами его были
опера и симфония. В них композитор наиболее глубоко и полно раскрыл
свое дарование и вывел русскую музыку 19 века на мировой уровень славы.
Большой популярностью пользуются до
сих пор его балеты. И хотя по количеству их намного меньше, чем опер (балетов
три, а опер десять), музыкальные исследователи утверждают, что
Чайковский, по сути, возродил этот жанр, находившийся в то время в упадке.
Здесь достижения композитора превзошли все то, что было в опытах его
предшественников, и проложили широкую дорогу к балетам Стравинского, Прокофьева
и других композиторов.
По философским воззрениям сам
Чайковский считал себя реалистом. То есть тем художником, который отражает
жизнь без романтических идеализаций. «Мне кажется,— писал он,— что я
действительно одарен свойством правдиво, искренно и просто выражать музыкой те
чувства, настроения и образы, на которые наводит текст. В этом смысле я реалист
и коренной русский человек» (Чайковский, Воспоминания и письма. П., 1924, с.
78). Это действительно касается его опер. Сюжеты, которые он выбирал, не были
выдуманными или сказочными, (в отличие от балетов). Композитор вместе с героями
его произведений проживал их чувства – любовь или ненависть, трагедию или
комедию. Для него важно было донести эти чувства и до слушателя, заставить его
переживать их.
Оперное творчество разнообразно по
богатству сюжетов и жанров: бытовая драма («Чародейка»), русская историческая
драма («Опричник»), комедия на фольклорный сюжет («Черевички»), историческая
опера («Орлеанская дева»), лирические сцены («Евгений Онегин»),
лирико-романтическая опера («Иоланта»), психологическая драма («Пиковая дама»).
Три крупнейших оперы, которые
принесли автору славу при жизни, созданы на сюжетной основе творений
гениального русского поэта Александра Пушкина. Его поэзия вдохновляла
композитора и на создание камерно-вокальной музыки. Более ста романсов написаны
Чайковским, из них многие на стихи Пушкина. Его мелодии, наполненные искренностью
и глубиной переживания, раскрывают в стихах то, что таится между строк, и
наполняют текст дополнительным содержанием.
Литературные сюжеты нашли отражение
и в других жанрах – программной симфонической музыке. Это целый ряд
симфонических работ: «Ромео и Джульетта», «Буря», «Гамлет», «Франческа да
Римини». Эта программность носит обобщенно-психологический характер. То есть,
композитор не следует буквально за литературным сюжетом, а придерживается его в
общих чертах.
Наиболее историческое значение имеет
симфоническое творчество. Этот жанр автор считал «исповедью души». Его
симфонии, насыщены бурной страстью и яркими драматургическими образами, а так
же глубокими философскими обобщениями. Именно в этом жанре нашли продолжение
великие симфонические традиции Бетховена. Известный критик 19 века Б.Асафьев
называет Чайковского «драматургом шекспиро-бетховенского склада». Вот что пишет
он в своих трудах: «…слушатель ощущает, что музыка как бы растет, расцветает,
что чувства обогащаются, обращаясь как бы в свою противоположность и опять
принимая свой, знакомый облик, что скорбь и радость, свет и сумрак, любовь и
гнев взаимно сопоставляются, проникают друг в друга то с большим, то с меньшим
нарастанием и напряжением. Слушатель ощущает все это и как знакомое ему биение
сердца, и как трепет всей своей внутренней жизни, и как контрасты
чувствований. Но вместе с тем он столь же бесспорно ощущает, что все эти
явления музыкального развития вовсе не заключены только в границах „моего
я", что им нисколько не противоречит и та объективно данная
действительность, что познается в развитии и передавании явлений природы и во
взаимоотношениях людей. Так симфоническое развитие в своем художественном
преломлении отображает жизнь» (Избр. труды, т. 2, М., 1954, с. 37).
Чайковский написал 6 симфоний (не
считая программной симфонии «Манфред»), в которых глубина идейного замысла и
эмоциональное богатство соединяются с правдивостью выражения, простотой и
доступностью музыкального языка. Нередко он вводил в свои симфонии
народно-песенные темы, интонации и ритмы бытовой танцевальной музыки.
Выдающийся вклад внесён Чайковским в
развитие концертного жанра. Его 1-й и 2-й концерты для фортепиано с оркестром,
концерт для скрипки с оркестром принадлежат к лучшим образцам этого жанра и
мировой музыкальной литературе. Виртуозный размах соединяется в них с подлинной
симфоничностью, темпераментностью музыки, яркостью и сочностью колорита.
В области камерно-инструментальной
музыки Чайковский развивал тот же круг образов, который получил воплощение в
его симфоническом творчестве. Большими масштабами и глубиной содержания
отличаются четыре струнных квартета; а так же трио «Памяти великого художника»,
о котором Чайковский говорил, что это «симфоническая музыка, только
прилаженная к трио». В этой фразе отражается все отношение композитора к этому
жанру.
Большое распространение, как на
концертной эстраде, так и в домашнем музицировании получили фортепианные пьесы
Чайковского – «Детский
альбом», «Времена
года». Последние выдержали много вариантов оркестровок и аранжировок, как в
классическом оркестре, так и в других инструментальных составах.
Творчество Чайковского ещё при жизни
композитора получило широкое признание и стало неотъемлемой частью культуры.
Его благотворное влияние испытали С. И. Танеев, А. К. Глазунов, Нас. С.
Калинников, А. С. Аренский, С. В. Рахманинов. А. Н. Скрябин и другие
композиторы.
В наше время его творчество стало всенародным достоянием. Имя Чайковского присвоено Московской и Киевской консерваториям, Пермскому театру оперы и балета, концертному залу в Москве. Перед зданием Московской консерватории установлен памятник Чайковскому (скульпторы В. П. Мухина, II. Г. Зеленская, 3. Г. Иванова, арх. А. А. Заварзин). Дом в г. Клину, в котором композитор провёл последние годы жизни и создал ряд великих произведений, сохраняется как Дом-музей Чайковского. На родине Чайковского — в г. Воткинске также создан Дом-музей. В с. Каменке, где часто бывал и работал композитор, существует литературно-мемориальный музей А. С. Пушкина и П. И. Чайковского.