ЧАЙКОВСКИЙ ПЕТР ИЛЬИЧ (1840 — 1893)

Петр Ильич родился 7 мая 1840 в Воткинске (Вятская губерния), в семье начальника Камско-Воткинского завода, горного инженера Ильи Петрович Чайковского. В детстве рос очень нежным, чувствительным ребенком, и его болезненность особенно обострилась после смерти любимой матери (1854). Он получил домашнее воспитание, а затем, после двух лет занятий в пансионе, поступил в петербургское Училище правоведения (1852). Окончив его в 1859, стал чиновником Департамента юстиции. С 14 лет начал проявлять склонности к композиции, в 1860 или 1861 опубликовал романс на итальянский текст и тогда же, совершив путешествие по Западной Европе (1861), решил заняться музыкой в музыкальных классах Российского Музыкального Общества, преобразованных в 1862 году в Петербургскую консерваторию. Здесь Чайковский учился у Н.И.Зарембы (по гармонии и контрапункту) и у А.Г.Рубинштейна (инструментовка и сочинение).

В 1862 году оставил службу в Министерстве юстиции. В 1865 году окончил консерваторию с отличием, а  в 1866 году Н. Рубинштейн пригласил его на кафедру гармонии Московской консерватории, где композитор преподавал в течение одиннадцати лет. В 1877 году после неудачной женитьбы обретает в лице богатой вдовы Надежды фон Мекк меценатку, обеспечившую ему годовую пенсию в 6000 рублей (до 1890 года). Полностью посвятив себя композиции, Чайковский живёт в Каменке, в доме своей сестры Александры, в имении фон Мекк или в своём поместье в Майданово, а также в Петербурге и Москве. В этот период как дирижёр своих собственных сочинений посещает ряд европейских стран, даёт концерты в Соединённых Штатах, в 1893 году становится доктором Кембриджского университета.  С 1891 года композитор живет на окраине города Клина. Там в общении с любимой русской природой Чайковский создал свои лучшие произведения, в том числе и Шестую симфонию. Она была впервые исполнена в Петербурге под управлением автора. Через несколько дней после премьеры композитор тяжело заболел и в ночь с 25 на 26 октября скончался.

Жизнь великого русского музыканта оборвалась в то время, когда он был в расцвете сил и полон новых, разнообразных творческих замыслов

Жизнь Петра Ильича Чайковского была интенсивной и многообразной, его творческая деятельность охватывает почти 30-летний период. В историю русской музыки он вошел прежде всего как композитор, яркий и многогранный, но он еще был и музыкальным критиком, публицистом: ему принадлежат стихи, либретто некоторых его опер, перевод на русский язык ряда музыкально-теоретических  работ. Он прекрасно дирижировал своими произведениями в концертах, был замечательным педагогом.

Чайковский -  один из первых выпускников только что открывшейся в России, Петербургской консерватории, а затем преподаватель Московской. Он автор первого в России учебника по гармонии,  пользующего популярностью до сих пор.

Среди его учеников  - имена, которые так же составляют великое музыкальное наследие России. Это С.И.Танеев, Н.С.Кленовский и другие. В круг его друзей входили - А.Н.Островский, Ф.В.Одоевский, Н.Г.Рубинштейн,  П.И.Юргенсон и другие крупные деятели культуры. А.П.Чехов посвятил Чайковскому свою книгу рассказов «Хмурые люди».

Музыка Чайковского имеет очень сильное воздействие на слушателя. Она обладает глубокой эмоциональностью и выразительностью. В своих произведениях он отражал вечные темы для каждого художника: любви, жизни и смерти (рока), образы природы, а так же затрагивал темы окружающей его обстановки (2-й половины 19 в).

Опираясь на достижения Глинки, Чайковский свободно использовал все средства музыкальной выразительности для достижения наиболее полного отражения задуманного образа. Это касается и самих мелодических линий, и гармонии и оркестровки. Он смело опирается на европейские инструментальные традиции и русское народное творчество, создавая свой неповторимый музыкальный язык и эмоциональный колорит.

Любимыми жанрами его были опера  и симфония.  В них композитор наиболее глубоко и полно раскрыл свое дарование и вывел русскую музыку 19 века на мировой уровень славы.

Большой популярностью пользуются до сих пор его балеты. И хотя по количеству их намного меньше, чем опер (балетов три, а опер десять), музыкальные исследователи  утверждают, что Чайковский, по сути, возродил этот жанр, находившийся в то время в упадке. Здесь достижения композитора превзошли все то, что было в опытах его предшественников, и проложили широкую дорогу к балетам Стравинского, Прокофьева и других композиторов.

По философским воззрениям сам Чайковский считал себя реалистом. То есть тем художником, который отражает жизнь без романтических идеализаций. «Мне кажется,— писал он,— что я действительно ода­рен свойством правдиво, искренно и просто выражать музыкой те чувства, настроения и образы, на которые наводит текст. В этом смысле я реалист и коренной русский человек» (Чайковский, Воспоминания и письма. П., 1924, с. 78). Это действительно касается его опер. Сюжеты, которые он выбирал, не были выдуманными или сказочными, (в отличие от балетов). Композитор вместе с героями его произведений проживал их чувства – любовь или ненависть, трагедию  или комедию. Для него важно было донести эти чувства и до слушателя, заставить его переживать их.

Оперное творчество разнообразно по богатству сюжетов и жанров: бытовая драма («Чародейка»), русская историческая драма («Опричник»), комедия на фольклорный сюжет («Черевички»), историческая опера («Орлеанская дева»), лирические сцены («Евгений Онегин»),  лирико-романтическая опера («Иоланта»), психологическая драма («Пиковая дама»).

Три крупнейших оперы, которые принесли автору славу при жизни, созданы на сюжетной основе творений гениального русского поэта Александра Пушкина. Его поэзия вдохновляла композитора и на создание камерно-вокальной музыки. Более ста романсов написаны Чайковским, из них многие на стихи Пушкина. Его мелодии, наполненные искренностью и глубиной переживания, раскрывают в стихах то, что таится между строк, и наполняют текст дополнительным содержанием.

Литературные сюжеты нашли отражение и в других жанрах – программной симфонической музыке. Это целый ряд симфонических работ: «Ромео и Джульетта», «Буря», «Гамлет», «Франческа да Римини». Эта программность носит обобщенно-психологический характер. То есть, композитор не следует буквально за литературным сюжетом, а придерживается его в общих чертах.

Наиболее историческое значение имеет симфоническое творчество. Этот жанр автор считал «исповедью души». Его симфонии, насыщены бурной страстью и яркими драматургическими образами, а так же глубокими философскими обобщениями. Именно в этом жанре нашли продолжение великие симфонические традиции Бетховена. Известный критик 19 века Б.Асафьев называет Чайковского «драматургом шекспиро-бетховенского склада». Вот что пишет он в своих трудах: «…слушатель ощущает, что музыка как бы рас­тет, расцветает, что чувства обогащаются, обращаясь как бы в свою противоположность и опять принимая свой, знакомый облик, что скорбь и радость, свет и сум­рак, любовь и гнев взаимно сопоставляются, проникают друг в друга то с большим, то с меньшим нарастанием и напряжением. Слушатель ощущает все это и как зна­комое ему биение сердца, и как трепет всей своей внут­ренней жизни, и как контрасты чувствований. Но вместе с тем он столь же бесспорно ощущает, что все эти явления музыкального развития вовсе не заключены только в границах „моего я", что им нисколько не про­тиворечит и та объективно данная действительность, что познается в развитии и передавании явлений при­роды и во взаимоотношениях людей. Так симфоническое развитие в своем художественном преломлении отобра­жает жизнь» (Избр. труды, т. 2, М., 1954, с. 37).

Чайковский написал 6 симфоний (не считая программной симфо­нии «Манфред»), в которых глубина идейного замысла и эмоциональное богатство соединяются с правдивостью выражения, простотой и доступностью музыкального языка. Нередко он вводил в свои симфонии народно-песенные те­мы, интонации и ритмы бытовой танцевальной музыки.

Выдающийся вклад внесён Чайковским в развитие концертного жанра. Его 1-й и 2-й концерты для фортепиано с оркестром, концерт для скрипки с оркестром принадлежат к луч­шим образцам этого жанра и мировой музыкальной литературе. Виртуозный размах соединяется в них с подлинной симфоничностью, темпераментностью музыки, яркостью и сочностью колорита.

В области камерно-инструментальной музыки Чайковский развивал тот же круг образов, который получил воплощение в его симфоническом творчестве. Большими масштабами и глубиной содержания отличаются четыре струнных квартета; а так же трио «Памяти великого художника», о кото­ром Чайковский говорил, что это «симфоническая музыка, толь­ко прилаженная к трио». В этой фразе отражается все отношение композитора к этому жанру.

Большое распространение, как на концертной эстраде, так и в домашнем музицировании получили фортепианные пьесы Чайковского – «Детский альбом», «Времена года». Последние выдержали много вариантов оркестровок и аранжировок, как в классическом оркестре, так и в других инструментальных составах.

Творчество Чайковского ещё при жизни композитора получило широкое признание и стало неотъемлемой частью культуры. Его благотворное влияние испытали С. И. Танеев, А. К. Глазунов, Нас. С. Калинников, А. С. Аренский, С. В. Рахмани­нов. А. Н. Скрябин и другие композиторы.

В наше время его творчество стало всенародным до­стоянием. Имя Чайковского присвоено Московской и Киевской консерваториям, Пермско­му театру оперы и балета, концертному залу в Москве. Перед зданием Московской консерватории установлен памятник Чайковскому (скульпторы В. П. Мухина, II. Г. Зеленская, 3. Г. Ива­нова, арх. А. А. Заварзин). Дом в г. Клину, в котором композитор провёл последние годы жизни и создал ряд великих произведений, сохраняется как Дом-музей Чайковского. На родине Чайковского — в г. Воткинске также создан Дом-музей. В с. Каменке, где часто бывал и работал композитор, существует литературно-мемориальный музей А. С. Пушкина и П. И. Чайковского.