МАКСИМ СОЗОНТОВИЧ БЕРЕЗОВСКИЙ

(1745-1777)

Значение творчества композиторов-классиков отечественной музыки, заложивших ее основы (и среди них - признанный на уровне Болонской филармонической академии М. Березовский, известный в Италии как Массимо Руссо), невозможно переоценить. Вместе с наследием Д.Бортнянского и А.Веделя - это высшие достижения украинской культуры. Они писали музыку, посредством которой осуществляли связь людей с божественным словом, и, что самое поразительное, продолжают это делать до сих пор.

Не сохранилось достоверной биографии Максима Березовского. Сведения, встречающиеся в воспоминаниях современников, порой очень противоречивы.

Березовский Максим Созонтович композитор русской церковной музыки, родился 16 (27) октября 1745 года в Глухове Черниговской губернии, и воспитывался в Киевской духовной академии. По приезде в Петербург благодаря своему прекрасному голосу был определен в Придворную певческую капеллу, где занимался музыкой под руководством итальянца Цопписа.

В 1765 году Березовский был послан для совершенствования на казенный счет в Болонскую академию. Дарование Березовского и его музыкальные успехи доставили ему широкую популярность в Италии. Он удостоился неслыханных в то время для чужеземца почестей и отличий: многие музыкальные академии Италии избрали его своим почетным членом, а Болонская академия записала его имя золотыми буквами на мраморной доске и удостоила титула почетного академика. В Италии он написал на текст Метастазио оперу "Демофон" (1773), которая была поставлена в Ливорно и приводила в восторг всех знатоков и знаменитых музыкантов того времени.

В 1774 году Березовский возвратился в Петербург и был зачислен в штат придворных музыкантов. В течение трех лет он не получал никакого определенного назначения. Неудачи, неопределенность положения и материальные невзгоды так повлияли на музыканта, что он, оскорбленный, униженный, терпя бедность и нужду, в 1777 году заболел и в одном из припадков покончил жизнь самоубийством. (22 марта / 2 апреля).

Как композитор духовной музыки Березовский является представителем нового направления. В своих сочинениях он стремился к строгому согласованию музыки с текстом. Вместе с тем в своих произведениях он умел соединить простоту с изяществом, чем и объясняется то умилительное впечатление, которое производит музыка Березовского. Из сочинений его очень немногие изданы, и большинство из них находятся в рукописях у любителей.

 

После смерти Березовского было издано его знаменитое "Верую". Из его 17 концертов самый известный - "Не отвержи мене во время старости". Большой известностью также пользуются его Литургия, причастные "Во всю землю", "Творяй ангелы своя духи", "Хвалите Господа с небес", "Блажени яже избра" и концерты "Милость и суд воспою Тебе, Господи", "Не имамы иныя помощи" и "Отрыгну сердце мое".  

Забытый и отринутый современниками, М.Березовский лишь теперь восстанавливается в правах первого представителя национальной композиторской традиции Украины. Все новые и новые утерянные шедевры находят исследователи творчества композитора. Неоценим труд М.Степаненко и М.Юрченко - преданных его имени. Возвращение к жизни Сонаты для скрипки и чембало, Литургии, Хорового концерта «Бог ста в сонме богов», а также - подготовка и издание первого сборника произведений композитора (хотя бы тиражом в одну тысячу экземпляров!) - это жизнь через 220 лет после смерти.

Вершиной творчества М.Березовского в области духовной музыки стал четырехголосный концерт «Не отвержи мене во время старости». Национальная самобытность произведения в сочетании с мастерским полифоническим письмом делают его ярчайшим образцом русского музыкального классицизма.