И.К. АЙВАЗОВСКИЙ. Везувий. 1887

Иван Константинович Айвазовский талантливый русский живописец XIX века всю свою жизнь посвятил изображению моря. Морские пейзажи называют маринами, а художников маринистами. Айвазовский стал основоположником данного жанра в русской живописи. Художник вошел в историю мирового искусства как маринист-романтик, мастер русского классического пейзажа, передающий на полотне красоту и мощь морской стихии. И именно в морских видах дольше всего жила традиция романтизма.

От природы Айвазовский был наделен блестящим дарованием, быстро развившимся благодаря счастливо сложившимся обстоятельствам и благодаря среде, в какой протекли его детство и юность. Он прожил долгую трудовую жизнь на берегу любимого им Черного моря, питавшего его искусство яркими образами. Айвазовский писал море то радостным, сияющим бесчисленными солнечными бликами, то суровым и хмурым, то торжественно спокойным, но чаще всего он изображал его разбушевавшимся, с ревом, обрушивающим гигантские пенные валы на прибрежные скалы и, как скорлупки швыряющий корабли.

В сентябре 1887 года И.К. Айвазовский в связи с пятидесятилетием его художественной деятельности был избран в почетные члены Академии Художеств. Ему была вручена памятная золотая медаль с его собственным изображением. Как отмечали современники "торжество и чествования художника носили грандиозный, почти небывалый у нас в России характер". Поздравить знаменитого мастера прибыло большое количество делегаций. И Айвазовский устроил ответный обед на 150 персон. Для каждого приглашенного им была написана особенная небольшая картина, вставленная в паспарту с его фотографическим портретом, которая хранится в Радищевском музее. Художник был изображен сидящим перед своей картиной, в задумчивой позе, с обычной добродушной улыбкой, с палитрой и кистью в руках. Картина "Везувий" была подарена Константину Павловичу Победоносцеву (русский государственный деятель конца XIX - начала XX века, обер-прокурор Священного Синода и член Комитета министров).

"Везувий" картина этюдного плана. Подобные вещи часто встречаются в его творчестве. Иногда за двадцать, тридцать минут он мог создать очередную марину.

На картине изображена широкая панорама Неаполитанского залива. Передний план картины слегка затенён. В глубине виден спускающийся к морю берег и дымящийся вулкан Везувий. Все кажется окутанным прозрачной дымкой. Заходящее солнце золотисто-розовым светом заливает горизонт, нежно-голубую гладь моря, делая пейзаж поистине волшебным. Четкими силуэтами выделяются трехмачтовый корабль, фигуры рыбаков в лодке и людей на берегу.

Царева Т.Б.

Географическая справка

Везувий (1281 м) составляет самую выразительную деталь неповторимого неаполитанского пейзажа. Первая гора, являющаяся исходной вулканической структурой, поднимается до высоты 1132 м. Вторая гора, известная как Большой конус, расположена внутри этой огромной "ограды", обращена к югу и в настоящее время достигает высоты 1 172 м. Жерло кратера горы Сомма имеет в окружности почти 11 км, а горы Везувий - около 1 500 м. Это единственный в материковой Европе действующий вулкан. Он расположен на берегу Неаполитанского залива, в 16 км к востоку от Неаполя, в области Кампания. 24 августа 79 года н.э. извержение вулкана Везувий привело к гибели четырех древнеримских городов Помпеи, Геркуланума, Оплонтии и Стабии. Последнее сильное извержение здесь произошло в 1944 году, а в 1980-м сильное землетрясение унесло множество жизней. Удивительно, но это факт: люди все равно упорно живут рядом с Везувием.

www.radmuseumart.ru

© Саратовский государственный художественный музей имени А.Н.Радищева