П. И. Чайковский. «Детский альбом»

Мама

            Жанр: Фортепианная миниатюра соль  мажор из цикла «Детский альбом», ор. З9.

 

            У пьесы очень трогательное название, много говорящее каждому сердцу. Искренность чувства, теплота интонации придают ей особое очарование. Простая незатейливая музыка оказывается очень емкой по психологической насыщенности тончайшими нюансами душевных переживаний, выраженных в гибком интонировании, тонкой гармонизации, пластичном голосоведении.

            Этот характер раскрывают и авторские ремарки, по традиции сделанные по-итальянски: Moderato (умеренно), piano (тихо), molto espressivo e dolce (с большим чувством и нежностью), legatissimo (очень связанно).

            Размер пьесы – трехдольный (три четверти) – также выбран не случайно: трехдольный размер всегда звучит мягче и округлее, чем двухдольный: чтобы удостовериться в этом, достаточно  мысленно сравнить вальс и марш.           

            Изложена пьеса в виде дуэта: нижний голос оттеняет светлое ясное звучание верхнего голоса более теплым тембром. Голоса движутся параллельно друг другу на расстоянии децимы, и это создает красивые звучания не только в смысле музыкальной гармонии, но и передает очень гармоничное чувство. При этом в развитии голосов заметна одна характерная особенность: хотя голоса движутся параллельно, интонированы они по-разному - лиги, которые поставил П. Чайковский в верхнем и нижнем голосах, не совпадают, и это, во-первых, придает определенную самостоятельность этим голосам, во-вторых, представляет известную трудность для исполнителя, поскольку правая и левая руга выводят как бы разный узор. Те, кто сами не играют на фортепиано, могут получить некоторое представление о подобных трудностях, если попробуют одной рукой чертить в воздухе фигуру квадрата, другой – круга. Самостоятельная жизнь каждого голоса в музыкальной ткани - вещь чрезвычайно распространенная. При слушании музыки эту самостоятельность интересно осознавать и следить за нею.

            Эта пьеса, как и предыдущая - «Игра в лошадки», - написана в единой фактуре от начала и до конца и внутри не содержит контраста. Она вся целиком выражает один  аффект (о теории аффекта кратко говорится в описании пьесы «Игра в лошадки»).

 

© Александр  МАЙКАПАР