Особенности структуры и содержания ИИСС «Путешествие в прошлое»

Содержание ИИСС в полной мере соответствует требованиям к уровню подготовки учащихся, определяемым государственным стандартом основного общего образования в области истории, а также типовыми учебными программами по курсу «История России. XIX век».

Материалы ИИСС можно использовать как комплексно, так и поэлементно. В случае комплексного использования ИИСС на его основе можно построить полноценное изучение истории России XIX века. Также учитель может использовать в процессе обучения отдельные элементы ИИСС: справочный блок, отдельные задания, иллюстративные материалы.

Следует отметить, что большинство аттестационных материалов ИИСС используются не только в контролирующем, но и в обучающем режиме. В этом случае учащийся сможет задействовать подсказки (ученик переадресовывается к материалу, владение которым необходимо для выполнения задания).

Рассмотрим вариант комплексного использования ИИСС, собственно «Путешествие в прошлое». Он связан с использованием приема персонификации (учащимся предлагается на выбор виртуальный, но вместе с тем типичный персонаж, «проживание» судьбы которого, тесно переплетенной с судьбой России, составляет структурную основу его учебной и исследовательской работы).

Учащемуся на выбор предлагается персонаж, судьбу которого в ходе изучения учебного курса он «реконструирует».

Независимо от сделанного выбора (и соответствующего порядка изучения материала) каждый учащийся в ходе «путешествия в прошлое» изучит все темы курса, связанные с обязательными событиями, отклик на которые должен быть в той или иной степени в жизни каждого персонажа.

Данный вариант предусматривает (помимо традиционных текстовых и аттестационных материалов) выполнение заданий творческо-поискового и проблемного характера, связанных с самостоятельным изучением массива разнообразных документальных материалов и различных видов наглядности, а также работу учащихся с виртуальными творческими лабораториями и открытыми проектами (алгоритм выполнения открытых проектов может стать основой для межклассных, межшкольных и других конкурсов). Система аттестации в этом варианте предусматривает повышенную оценку успешного выполнения творческих проектов по сравнению с традиционными заданиями. Оценивание такого рода проектов в большей степени лежит на учителе, выступающем одновременно и координатором творческой работы учащихся.

Материал ИИСС разбит на ряд последовательных тем (соответствующих темам образовательного стандарта), после изучения каждой из которых учащийся проходит промежуточную аттестацию, и по ее результатам либо переходит к следующей теме, либо в режиме «работы над ошибками» возвращается для повторного изучения темы.

При выборе личностной учебной траектории учащиеся могут:


а) последовательно идти от прочтения учебного текста и документов к выполнению заданий; 

б) идти от условий задания к поиску материалов для его выполнения, изучая тексты, документы и прочие источники информации выборочно (в том числе с элементами погружения в историческую реальность, выполнением интерактивных заданий и открытых творческих проектов).

Для облегчения ориентирования в материалах ИИСС, приступая к очередному заданию, учащиеся могут воспользоваться «советом Помощника» — интерактивного указателя, содержащего ссылки на те фрагменты и компоненты ИИСС, которые необходимы при выполнении каждого из заданий.


С функциональной точки зрения материалы ИИСС состоят из следующих блоков, доступ к которым осуществляется через постоянно функционирующее меню:


I. Содержательный блок (учебные тексты «Мнение учителя»).

II. Учебно-методический блок «Путешествие в прошлое России XIX века» (задания, тестовые аттестационные материалы и пр.).

III. Блок интерактивных заданий (творческие лаборатории): «Лаборатория моды», «Лаборатория жилища», прогностическая игра «Судьба россиянина в XIX веке».

IV. Блок пространственно-временной ориентировки (статичные и анимированные карты, хронология)

V. Информационно-справочный блок (Документы — источники и фрагменты исторических исследований; Биографии исторических деятелей и типичных представителей изучаемой эпохи; Справочник с элементами статистики; Словарь; Альбом изображений; Фонотека звукозаписей).

VI. Журнал личных достижений учащегося (в котором сохраняется вся информация о выполненных заданиях и их оценка), открытый для просмотра и оценки учителя.

VII. «Помощник» (интерактивный указатель).

Материалы блоков «Документы», «Карты», «Хронология», «Словарь», «Биографии», «Справочник», «Альбом» и «Фонотека» внутри структурированы в соответствии с определенными темами содержательного и учебно-методического блоков. С помощью меню учащийся всегда может открыть материалы каждого из блоков, а «Помощник» свяжет каждое конкретное задание с соответствующей информацией из этих блоков.

После выполнения определенной группы простых одношаговых заданий, требующих отметить один из вариантов ответа, перенести в шаблон один из предложенных вариантов или вписать определенные слова, ученик имеет возможность узнать свой результат с указанием сделанных ошибок, а также в ряде случаев и с отсылкой к информации, необходимой для успешного повторного выполнения задания.

Интерактивность — характерная черта значительной части одношаговых заданий воспроизводящего или преобразующего уровня, не требующих развернутого открытого ответа. Для учащихся предусмотрена возможность ознакомиться с результатами выполнения заданий и получить указания тех учебных материалов, к которым необходимо вновь обратиться для исправления сделанных ошибок.

Задания позволяют сохранять промежуточный результат и проверять правильность ответа; вернуться к частично выполненному заданию после уточнения каких-либо сведений по первоисточникам, в том числе в режиме исправления. В этом случае задания могут рассматриваться как обучающие программы, стимулирующие познавательную активность учащихся.

Интерактивные виртуальные лаборатории призваны помочь реконструировать жизнь и быт людей изучаемой эпохи (одежда, жилище и интерьер), позволяющие осуществить погружение в исторический материал, осуществить «виртуальное путешествие» в прошлое.

В прогностической игре «Судьба россиянина в начале XIX века» учащийся может сопоставлять собственное представление о прошлом (или то, как ему реалии прошлого представляются) с фактами. От учащегося требуют не знание единственно верного ответа, а выбор того ответа, который кажется наиболее вероятным в заданных исторических условиях.

Ученик может задействовать показатель уверенности в знаниях. Если уровень уверенности большой, то за каждый удачный промежуточный результат начисляются дополнительные баллы. В случае неудовлетворительного результата начисляется штраф (полученные баллы списываются). При выставленном низком уровне уверенности не идет начисление бонуса, но и неудачи не штрафуются.

Игрa-квест «Судьба жителя России в начале XIX века» не предназначена для проверки знаний (хотя может быть использована и таким образом, но не школьниками, а людьми, всерьез увлекающимися историей). Эта игра должна помочь учащимся в овладении новым для них материалом. Вопросы квеста являются отправной точкой для начала поиска информации, проблемными заданиями. У ученика в каждом случае есть возможность: а) попытаться ответить на вопрос, исходя только из собственных представлений об эпохе, а потом сравнить свой ответ с эталоном, б) воспользоваться дополнительной информацией — ссылкой на документы и справочный материал — или контекстной справкой, а затем дать ответ, в) самостоятельно искать информацию по каждому вопросу в информационно-справочном блоке ИИСС.



Несмотря на широкое применение принципа интерактивности не менее 1/3 заданий ИИСС нацеливают учащихся на развернутый ответ, проверить верность которого и выставить контрольный балл цифровая программа не в состоянии. Это может и должен сделать учитель.

Проблема оценивания учебной деятельности в ходе работы с ИИСС решается за счет введения градации зачетных оценок в зависимости от характера и уровня сложности выполненных работ.

Открытые творческие проекты выполняются учащимися, имеющими в распоряжении текстовые, изобразительные и звуковые материалы ИИСС, что не может помешать привлекать и материалы из других источников.

Учащимся предлагаются темы и алгоритмы осуществления проектов, связанных в основном с поиском и творческим оформлением найденной и отобранной исторической информации.

Преподаватель должен суметь оценить точность и достоверность исторической информации, подготовленной учащимся, оценить умения и навыки проектной деятельности, оригинальность работы, ее творческий потенциал. Важным принципом оценки должна быть оценивание учащимся им самим, его личного роста от задания к заданию.

По каждому из предлагаемых в ИИСС проектов имеются рекомендации для учащихся по выполнению проекта. Эти рекомендации являются и основанием для оценки учителем качества осуществления проекта. Оценка зависит от того, насколько удачно и полно ученик выполнил рекомендации, насколько творчески и уместно были использованы материалы ИИСС, насколько достигнутый результат соответствует исторической достоверности.



Рекомендации по организации работы с ИИСС

Как было указано выше, ИИСС предполагает два варианта изучения курса. Первый вариант ориентирован на традиционную классно-урочную систему, второй предполагает применение блочно-модульной системы. При классно-урочной системе может быть предложено конкретное поурочное планирование.

Тема. Внутренняя и внешняя политика России в конце XVIII века — первой четверти XIX в. (12 часов)

  •  Россия на рубеже XVIII–XIX вв. Павел I.
  •  Социально-сословная структура населения России в конце XVIII — первой половине XIX в.
  •  Социально-экономическое развитие в конце XVIII — первой половине XIX в.
  •  Внутренняя политика Александра  I.
  •  Внешняя политика Александра  I.
  • Отечественная война 1812 г.
  •  Заграничные походы русской армии. Венский конгресс. Россия и Священный союз.
  •  Усиление консервативных тенденций во внутренней политике после Отечественной войны 1812 г.
  •  Движение декабристов. Северное и Южное общества.
  •  Восстание на Сенатской площади в Петербурге 14 декабря 1825 г.
  •  Контрольное занятие по теме: «Внутренняя и внешняя политика России в первой четверти XIX в.»

    Тема. Российская империя в период правления Николая  I (8 часов)
  •  Внутренняя политика Николая  I.
  • Общественная мысль и общественные движения второй четверти XIX в.
  •  Внешняя политика второй четверти XIX в.
  •  Вхождение Кавказа в состав России.
  •  Крымская война.
  •  Итоги и последствия Крымской войны.
  •  Повторительно-обобщающий урок по теме: «Российская империя в период правления Николая I».

    Тема. Русская культура первой половины XIX в. (5 часов)
  •  Политика в области просвещения.
  •  Успехи русской науки.
  •  Русская литература в первой половине XIX в.
  •  Русская художественная культура: изобразительное искусство, архитектура, музыка, театр.
  •  Контрольное занятие «Российская империя в первой половине XIX в.»

    Материалы ИИСС дают возможность органично совместить элементы классно-урочной и блочно-модульной систем, а также метод подготовки учебных проектов, активизируя тем самым творческо-поисковую деятельность учащихся.



    Полный комплекс программного средства обучения «Путешествие в прошлое России XIX века» может быть использован не только в традиционной образовательной среде (на уроках и для самостоятельной работы дома), но и в дистанционном, а также в домашнем образовании. Важно, что ИИСС предлагает не только формулировки заданий для учащихся, но и необходимые для выполнения этих заданий материалы. Кроме того, ИИСС дает возможность учащимся выбрать именно тот тип заданий, к выполнению которых ученик чувствует себя готовым.



    Организация работы с «Журналом»и возможности проверки работы учащихся

    Администрирование работы учащихся с ИИСС, хранение информации о работе учеников с материалами ИИСС производится с помощью системы организации и поддержки образовательного процесса «1С:Образование 4. Школа» (далее «Система»). Для полноценной работы с «Журналом» и использования возможностей по проверке работы учащихся необходимо ознакомиться с разделом «Помощь» системы.

    Рекомендуется работать с ИИСС в полноэкранном режиме (переключатель полноэкранного режима находится на панели инструментов системы).