П. И. Чайковский. «Детский альбом»

Камаринская

            Жанр: Фортепианная миниатюра ре мажор из цикла «Детский альбом», ор. З9.

 

            Камаринская - название русской народной плясовой песни, а также пляски под мотив этой песни.

            Текст песни:

Ох, ты, сукин сын, камаринский мужик,
Задрал ножки та й на печке лежит.
Лежит, лежит та й попорхивает,
Правой ножкою подергивает.

Сам на девушек помаргивает,
Над женою выкамаривает:
- Ты вставай, молодая жена!
Скорей завтрак готовь, сатана!

Ой, комар ты, наш камаринский мужик,
Собрался в лес, по дорожке бежит.
Он бежит, бежит, пошучивает,
Свои усики покручивает.

Тише, тише топочите!
Пол не проломите!
У нас под полом вода,
В воде не утоните!

Пошла плясать,
Ногой топнула.
Аж хата покачнулась
И дверь хлопнула.

Хорошо, подружка, пляшешь!
Хорошо ты дроби бьешь!
Только тем и не хороша,
Что припевок не поешь!

 

            Камаринская или комаринская - русская плясовая песня, в скором темпе в 2/4.1 Ею воспользовался М. И. Глинка для своей одноименной оркестровой фантазии. В этой же фантазии автор применил и свадебную русскую песню. Фантазия окончена в 1848 г., в Варшаве.

            Упоминания о камаринской можно найти в литературе, например, у М. Лермонтова:

 «- Где Столярный переулок? - спросил он нерешительным голосом у порожнего извозчика, который в эту минуту проезжал мимо его шагом, закрывшись по шею мохнатою полостию и насвистывая камаринскую»2.

           

            Первое, что приходит на ум, когда мы только произносим слово «камаринская», это  одноименная симфоническая фантазия М. Глинки (1848). Второе – суждение П. Чайковского об этом произведении: вся русская симфоническая музыка заключена в  «Камаринской» Глинки, «подобно тому, как весь дуб – в желуде! И долго из этого богатого источника будут черпать русские авторы, ибо нужно много времени и много сил, чтобы исчерпать все его богатство». И, наконец, третье – «Камаринская» самого П. Чайковского в его «Детском альбоме».

            «Камаринская» Чайковского - как и две предыдущие пьесы «Детского альбома», а также «Камаринская» М. Глинки (!) - написана в форме темы с вариациями. Во всех этих произведениях форма вариаций использована как наиболее близкая форме разработки музыкального материала в русской народной музыке.

            Примечательное сходство «Камаринских» Глинки и Чайковского еще и в том, что оба композитора сделали обработку народной песни в ре мажоре - тональности, наилучшим образом передающей радостный, оживленный, а в обработках этих композиторов даже ликующий характер это русской песни.3

            Народный характер музыки, столь очевидный у П. Чайковского, подчеркнут еще и тем, что в начале - на всем протяжении темы (первые 12 тактов) звучит «гудящий» басовый звук ре (тоника). Вместе с верхним голосом в партии  левой руки он напоминает звучание волынки – народного инструмента, на котором можно сыграть одновременно  мелодию и такой неизменно тянущийся бас.

            Кроме воображаемого звучания волынки, в мелодии темы можно услышать тембры и штриховые приемы скрипки, а интонации в партии левой руки третьей вариации напоминают звучание так называемых пустых струн (то есть, не зажимаемых пальцами левой руки скрипача и потому звучащих натурально, как бы примитивно, не культивировано, «по народному»). Аккордовое движение второй вариации можно  принять за «переборы» гармоники.

            Все эти приемы сближают эту пьесу с двумя предыдущими и оправдывают их трактовку как мини-сюиту внутри большого цикла.

Примечания

1 Народный вариант исполнения Камаринской, записанный в 1995 году в селе Денисовка от А. Хахнюка,  можно услышать на сайте: http://www.ic.omskreg.ru/~folklore/archive/Archive/050-Cas/mp3l/19.mp3

2 Лермонтов М. <Штос>.Лермонтов М. Собрание сочинений в четырех томах. М. 1959. Т. 4. С. 486. Эта неоконченная повесть датируется 1841 годом. Вскользь оброненное упоминание камаринской  свидетельствует о популярности этой песни в то время, что  объясняет выбор  Глинки, сделанный вскоре – в 1848 году.

3 П. Чайковский однажды – в письме к Л. Толстому от 24 декабря 1876 года – совершенно определенно высказался о характере этой тональности как о торжественном (см. Чайковский П. И. Избранные  письма. М. 2002. С. 46 – 47; мы приводим его в нашем рассказе о «Русская песня» из «Детского альбома»). В этом письме, между прочим, П. Чайковский говорит о том, что тональность ре мажор нетипична для русской песни. Он, очевидно, имел в виду преобладающий в русской народной песне грустный и печальный характер. Камаринская -  примечательное исключение.

© Александр МАЙКАПАР