Куинджи Архип Ива¬нович

(1842-1910)

       Архип Иванович Куинджи родился в 1842 году на Украине, в предместье Мариуполя, в обрусевшей греческой семье, переселенной в Приазовье из Крыма в конце XVIII века. Он был сыном сапожника, но рано потеряв отца и мать, воспитывался у родственников. Из-за трудного материального положения семьи ему не довелось получить систематического образования. С десяти лет он работал – сначала пас гусей, потом служил у строительного подрядчика, у торговца хлебом. Куинджи рано ощутил пристрастие к рисованию и постоянно им занимался. Морские и степные просторы Приазовья с детства питали его воображение.
       Способности мальчика привлекли внимание его хозяина, хлеботорговца Дуранте, который дал ему рекомендательное письмо к И. К.Айвазовс¬кому. В 1855 году Куинджи пешком отправился в Крым из Мариуполя. В мастерской Айвазовского в Феодосии он некоторое время занимался под руководством художника А.И.Фесслера, ученика и помощника великого мариниста. Куинджи получил здесь основы живописного мастерства.
       С 1856 года он работал ретушером у фотографа сначала в Мариуполе, затем в Одессе, продолжая самостоятельно заниматься живописью. В 1865–1866 годах Куинджи занимался в общедоступной художественной мастерской, открытой Айвазовским. Хотя ему и не довелось учиться у самого Айвазовского, он считал себя его учеником.
       В 1866 году Куинджи переехал в Петербург. Продолжая работать ретушером, в 1868–1870 году он посещал в пейзажный класс Академии художеств в качестве вольнослушателя и впервые участвовал в академической выставке, представив кар¬тину «Татарская деревня при лунном освещении на южном берегу Крыма». За это произведение в 1870 году он был удостоен звания неклассного (свободного) художника. В 1869 году на выставке в Академии были показаны картины Куинджи «Рыбачья хижина на берегу Азовского моря», «Буря на Черном море при закате солнца» и «Вид Исаакиевского собора при лунном освещении». В его ранних работах, представляющих виды моря, романтические пейзажи при луне или буре, заметно влияние творчества Айвазовского.
       В конце 1860-х – начале 1870-х годов Куинджи сближается с учениками Академии художеств, искавшими новые пути в искусстве, – И.Е.Репиным, В.М.Васнецовым, И.Н.Крамским. Одна из немногих сохранившихся работ Куинджи начала 1870-х годов – «Осенняя распутица» – представляет характерное для этого круга молодых художников стремление приблизить искусство к жизни.
       Большое значение для становления Куинджи имела натурная работа на острове Валааме, природа которого оказалась созвучна его творческим задачам. Созданные здесь пейзажи – «Ладожское озеро», «На острове Валааме» и др. в полной мере выявили самобытность его таланта. Они получили высокую оценку современников, в том числе Ф.М.Достоевского. П.М.Третьяков приобрел с академической выставки картину «На острове Валааме» для своего собрания и с тех пор следил за творчеством художника и покупал с выставок его лучшие произведения. В 1873 году Куинджи представил картину «Снег» на Всемирной выставке в Лондоне и был награжден за нее бронзовой медалью.
       Куинджи не закончил академического курса, но в 1878 году за ряд своих картин получил звание классного художника I степени. Он начал участвовать в деятельности Товарищества перед¬вижников – в 1874 году стал экспонентом 3 передвижной выставки, а в 1875 году членом Товарищества. В первых картинах, показанных на передвижных выставках – «Забытая деревня» и «Чумацкий тракт в Мари¬уполе» – Куинджи развивает тему, начатую «Осенней распутицей», тему бескрайних русских равнин, бедных селений и крестьянской нужды. В этих работах его живопись приобрела монохромность, свойственную манере многих передвижников.
       Существенное влияние на его творчество оказали поездки в Европу в 1874 и 1875 годах, знакомство с живописью французских импрессионистов. В 1875 году Куинджи создал серию картин, посвященных степному пейзажу Украины («Степь днем», «Степь в цвету», «Степь»). В них художник освобождается от социально-критической трактовки пейзажных мотивов, воплощая прежде всего красоту самой природы и стремясь передавать цветом световоздушную среду. В панорамном построении его картин проявляются эпические качества пейзажа. Отталкиваясь от импрессионизма, Куинджи обращается к новым изобразительным приемам, сгущая и обобщая тона, усиливая красочную силу своих работ.
       С середины 1870-х годов характерной особенностью его искусства становится изучение света в природе. Куинджи увлекали эффекты освещения и вызванные ими цветовые контрасты. Он стремился к достоверному воссозданию на холсте природного света в изображении закатов, восходов, полуденного солнца и лунных ночей. Его полотно «Украинская ночь» глубоко поразило зрителей великолепно воплощенной иллюзией лунного сияния.
       Изучая влияние света на свойства красок в живописи, Куинджи обратился к современным достижениям физики, интересовался оптикой и астрономией, использовал различные технологические новшества для активизации света и цвета в живописи. Его близкими дру¬зьями начиная с 1870-х годов были Д.И.Менделеев и физик Ф.М.Петрушевский. Под их руководством художник начал эксперименты в области живописной технологии и колори¬та. Результаты своих экспериментов он применял в своих произведениях, но не все новации Куинджи оказались удачными, что обусловило потемнение ряда его картин.
       К вершинам творчества Куинджи относятся картины «Березовая роща», «Север», «После дождя». Они увенчали художественные поиски Куинджи 1870-х годов и составили своеобразный «триптих», показанный на 7 передвижной выставке. В них отчетливо звучат традиции «героического» пейзажа и свойственная большинству его картин монументальность воплощения природы.
       К началу 1880-х годов имя Куинджи стало в России знаменитым, и почти каждая его работа откры¬вала что-то новое в пейзажной живописи. Особенно громкой стала слава художника после создания картины «Лунная ночь на Днепре». У зрителей картина имела небывалый успех. Экспонированная на отдельной выставке в здании Общества поощрения художеств, в по¬мещении со специальной ламповой подсветкой, усиливающей пространственный эффект картины, «Лунная ночь на Днеп¬ре» стала центром притяжения всего Петербурга.
       Новизна картин Куинджи с их оригинальной обобщенностью форм, остротой и лаконизмом композиций, цветовыми и световыми эффектами и особой поэтической трактовкой природы не встретила должного понимания в среде передвижников. И в тот момент, когда художник достиг зенита своей славы, находясь в расцвете творческих сил, он отказался от участия в выставках и в 1880 году вышел из Товарищества передвижников. Одной из последних показанных широкому зри¬телю работ Куинджи была картина «Днепр утром». После этого он до конца жизни не открывал своей мастерской ни для кого, кроме самого узкого круга друзей. Поэтому позднее творчество Куинджи не слишком хорошо известно зрителям.
       Устранившись от выставочной деятельности, от мнения толпы, которая ценила в его произведениях лишь внешнюю эффектность, художник целиком сосредоточился на творческой работе. Талант его не угас, как предполагали многие, он продолжал напряженно работать и его произведения опережали свое время.
       В последние десятилетия жизни Куинджи значительную часть года проводил в путешествиях. В 1886 году он приобрел участок земли в Южном Крыму близ мыса Кикенеиз, где много работал на натуре. Обеспечив себя материально, он с женой Верой Леонтьевной до конца дней жил очень скромно и почти все состояние потратил на помощь нуждающимся.
       В 1890-х годах Куинджи принял участие в реформировании Академии художеств, в 1892 году вошел в состав Совета Академии и получил звание профессора. В 1894–1897 годах он руководил пейзажной мастерской и воспитал целый ряд замечательных художников, в числе которых Н.К.Рерих, К.Ф.Богаевский, А.А.Рылов, А.А.Борисов, Ф.Э.Рущиц, В.И.Зарубин. Основой педагогики Куинджи было индивидуальное отношение к каждому ученику. Благодаря системе преподавания и характеру взаимоотношений Куинджи и его учеников возникло понятие «школа Куинджи».
       Для своих учеников Куинджи стал примером бескорыстного отношения к искусству и жизни.
       Он занимался активной благотворительной деятельностью, поддерживал неимущих студентов и художников. Для этого Куинджи организовал денежный фонд в Академии художеств, куда вносил собственные средства. Как член Совета Академии он постоянно защищал интересы студентов. В 1897 году Куинджи стал организатором «Весенней выставки» в Академии, которая была нацелена прежде всего на участие молодежи. В 1904 году по его предложению на Весенних выставках был учрежден конкурс, получивший его имя. В премиальный фонд конкурсов Куинджи выделил сто тысяч рублей.
       Он смело выступал против бюрократизации Академии художеств, чем вызвал неудовольствие начальства, вынудившего его вскоре оставить Академию. В марте 1897 года А.И.Куинджи был уволен за поддержку студенческих волнений. Но его ученики, сохранив верность учителю, решили писать дипломные работы под его руководством вне стен Академии. В ноябре 1897 года выставка их дипломных работ прошла с большим успехом, а в мае 1898 года Куинджи на свой счет повез своих учеников в Европу.
       В 1890-1900 годах Куинджи продолжал работать с огромной энергией, в это время он создал около 500 живописных и 300 графических произведений. Его позднее творчество с особой наглядностью отразило масштабность живописного дара и значительность личности художника. В его искусстве нарастает емкость и в то же время лаконичность образных решений, расширяется живо¬писная палитра, с помощью которой художник анализирует световой характер природы. Его работы весьма многообразны по образно-живописным решениям и отличаются свобо¬дой и смелостью исполнения. В одних преобладают пленерные задачи, в других доминирует декоративное начало. В этот период большое значение для него приобрела этюдная работа на натуре, в процессе которой им было сделано много живописных открытий. Очень характерны для позднего творчества Куинджи много¬численные изображения закатного неба, важное место в нем занимают виды кавказских гор, которые он начал писать в конце 1880-х годов во время поездки к своему другу Н.А.Ярошенко в Кисловодск. Особенно выразительны ра¬боты, посвященные горе Эльбрус.
       Куинджи был открыт всему новому в живописи своего време¬ни. Во многих произведениях он отдал дань символизму («Сумерки», «Лунная ночь. Раздумья», эскиз «Лунный свет на фигурах». К числу лучших из его последних работ принадлежит незаконченная картина «Ночное», в которой он продолжил поиски своего таинственного света. Его колористическое новаторство оказало большое влияние на искусство рубежа веков – не слу¬чайно М.А.Врубель называл его своим учителем колорита.
       В последние годы жизни Куинджи развивал идею создания принципиально нового объединения художников. В 1909 по инициативе и на средства художника было основано Общество имени А.И.Куинджи, целью которого было оказание поддержки художественным обществам, кружкам, отдельным художникам «на пользу распространения и развития искусства в России». Незадолго до смерти Куинджи составил завещание в пользу Общества, пожертвовав ему свое состояние, творческое наследие и участок земли в Крыму. Общество им. А.И.Куинджи просуществовало до 1931 года.
       Архип Иванович Куинджи умер 11 (24) июля 1910 года в Петербурге от тяжелой болезни сердца.