ПРОКОПИЙ ЧИРИН Никита Воин 1593

Икона происходит из Благовещенского собора в городе Сольвычегодске. На обороте иконы сохранилась датирующая надпись. Надпись, выполненная скорописью, сделана, возможно, рукой владельца иконы – Никиты Григорьевича Строганова или его писца. Род Строгановых ведет свое начало с XIV века. С XVII века им было пожаловано созданное для них звание «именитых людей» (с правом называться по отчеству, как самому царю или боярину). Строгановы осваивали новые земли, занимались промыслами, вели торговлю по всему Русскому государству и за его пределами.

Святой воин Никита по преданию жил в IV веке и проповедовал христианство среди готских воинов, за что и был казнен.

Великомученик Никита – патрональный святой Никиты Григорьевича Строганова – представлен в позе предстояния Богоматери с Младенцем. На древних иконах небесные покровители изображались прямолично (в фас), как бы исполняя непосредственно помощь молящемуся. На русских иконах XVI века патрональные святые, изображенные в трехчетвертном повороте, становятся только «посредником», заступником, между молящимся и Богом.

Небольшой по размеру памятник свидетельствует не только о высоком мастерстве иконописца, но и о новых тенденциях в русском иконописании, зародившихся на рубеже XVI–XVII веков. Это изысканность колорита, «мелочность» письма (миниатюрность), утонченность и изящество орнаментов, взаимовлияние художественных приемов каноничного иконного письма и миниатюры печатных книг.

Чирин Прокопий Иванов – царский изограф, новгородец по происхождению, последние сведения о нем, сохранившиеся в архивах, относятся к 1627 году. Надпись на иконе «Никита Воин» – первое «документальное» свидетельство о мастере. Прокопий Чирин писал иконы не только в царской мастерской, но и по заказу Строгановых. Сохранилось около десяти икон его письма, находящихся в разных российских музеях.