Ф.С. Рокотов. Портрет А.М. Загряжской. Конец 1760-х

Великолепным мастером камерного портрета во второй половине XVIII века был Федор Степанович Рокотов (1735-1808). Обладая тонким живописным даром, он создал целый ряд проникновенных образов своих современников. Редкий талант передавать "души изменчивой приметы", его неповторимое чувство цвета и виртуозное владение кистью были отмечены еще современниками и до сих пор продолжают пленять зрителей. Сведения, которыми мы располагаем о жизненном пути художника, скупы и отрывочны. Очевидно, исключительная одаренность дала возможность выходцу из крепостных стать признанным живописцем. Где начинал учиться Рокотов, неизвестно, но уже после 1756 года по "словесному приказанию" президента Академии художеств И. И. Шувалова его принимают в Академию, где через два года он уже адъюнкт и сам учит портретному мастерству. Бывший владелец Рокотова - камергер П. И. Репнин - рекомендовал его ко двору Петра Федоровича (будущего Петра III), и молодой художник выполняет заказы императорской фамилии. В работах этого первого, петербургского периода характеристики моделей у Рокотова полнокровны и сочны, сила лепки индивидуальности человека наделяет портреты редкой жизненностью. Персонажам ранних портретов Рокотова свойственны уравновешенность и устойчивость внутреннего состояния.

В середине 1760-х годов Рокотов пишет портреты супругов Загряжских. Портреты являются парными, предполагалось, что они должны находиться рядом на стене, потому их объединяют не только общие психологические задачи, но и схожее композиционное построение и колористическое решение. Оба изображения погрудные, фигуры моделей немного развернуты друг к другу: Николай Артемьевич повернут влево, Анастасия Михайловна - вправо. Рокотов строит оба произведения на гармоничном сочетании оливковых, зеленоватых, пепельных, розовых, коричневых оттенков.

Причем женский портрет написан более прозрачными красками, черты лица героини обозначены достаточно условно. Выражение лица героини сдержанное, она излучает спокойствие и уверенность. Рокотовские портреты этого периода освещены рассеянным светом, который достаточно ровно распределен по всей поверхности холста. Такое освещение позволяет некоторым деталям звучать ярко и фактурно. Шелковое зеленоватое платье, украшенное бантами, черная кружевная наколка на дымчатых пудреных волосах, переливающиеся жемчужные серьги с грушевидными подвесками, легкая кружевная косынка - все детали переданы художником тщательно, со вниманием и интересом. В портрете царит атмосфера умиротворенности, тихой гармонии, созданной благодаря нежному рокотовскому колориту. Он окутывает героиню зеленоватой дымкой, оливковые тона платья находят отражение в зеленых глазах модели, кружева, волосы, серьги - все легкий имеет зеленоватый оттенок.

Анастасия Михайловна Загряжская (1728-1779) происходила из очень знатного рода Голицыных. Ее отец князь Михаил Михайлович Голицын-младший служил во флоте и имел звание генерал-адмирала, вместе со своим братом Александром князь принимал участие в учреждении в Москве знаменитой Голицынской больницы. Вторым браком он был женат на Татьяне Кирилловне Нарышкиной, в этом браке у них было несколько сыновей и дочь Анастасия. Рокотов неоднократно портретировал братьев и племянников Анастасии Михайловны, возможно, через них он познакомился с Загряжскими. Это подтверждается также тем фактом, что затем портреты Голицыных и Загряжских находились вместе в голицынских имениях Кузьминки и Дубровицы.

Пример Рокотова нам показывает, как большой талант, творивший во время торжества классицизма и в рамках просветительской эстетики, воплощал по-своему идеал благородного человека, не поддаваясь воздействию нормативных правил. Портреты Рокотова отличаются такой человечностью и лирической глубиной, которые до того не были свойственны русской портретной живописи.

Жукова А.В.

www.radmuseumart.ru

© Саратовский государственный художественный музей имени А.Н.Радищева