Сегерс Герард. Игроки. Первая четверть XVII века

Герард Сегерс - один из блестящих мастеров золотого века фламандской живописи. Картина "Игроки" написана в ранний период его творчества, когда он увлекался световыми эффектами в духе знаменитого итальянского мастера XVI века Микеланджело Караваджо. Впоследствии манера Герарда Сегерса меняется - начиная с середины 1620-х годов, он попадает под обаяние искусства своего великого соотечественника Питера Пауля Рубенса. А в 1630 он вместе с Рубенсом работал по заказу испанского короля Филиппа IV.

В картине "Игроки" художник погружает нас в атмосферу азартной игры - старика обыгрывает группа мошенников. Тут же подсчитывается выигрыш. Сам старик, в азарте игры, не замечает обмана. Справа - таинственная, закутанная в плащ фигура, не принимающая участия в действии. Это, видимо, резонер - персонаж, дающий моральную оценку происходящему. Он играет здесь очень важную роль, так как такие картины должны были предостерегать человека от мирских ловушек и греховных соблазнов, подстерегающих его на земном пути.

Игорная страсть считалась признаком праздности - матери всех пороков, а карты - символом порока. К теме карточной игры художник обращается также в картине из Иркутского музея. На картине из нашего собрания представлены карточная страсть и сребролюбие, на картине из Иркутска - другие пагубные страсти, связанные с карточной игрой - пьянство, курение табака, прелюбодеяние.

Композиция картины построена таким образом, что у зрителя создается ощущение непосредственного присутствия при изображенном событии. Кажется, что мы заглядываем в окно, перед которым разыгрывается эта сцена. Ощущение близости и соучастия в происходящем усиливается крупными формами и поясным изображением фигур. Драматизм ситуации подчеркивается контрастами крупных пятен красного, синего и белого цветов, а также света и тени. Теплый свет свечи, с одной стороны, создает светотеневой контраст, с другой - смягчает его и тонально объединяет композицию.

Картина поступила в музей в 1984 году, при распределении коллекции Ф.Е. Вишневского. О ее удивительной судьбе рассказывают пометки на обороте холста: инвентарные номера Эрмитажа и Румянцевского музея в Москве, Государственного музейного фонда и сургучная печать французской распродажи Шарля Гаскье.

Справочная информация

Вишневский, Феликс Евгеньевич (1902-1978), коллекционер, музейный деятель. Родился в Москве в дворянской семье. Занимался коллекционированием под руководством отца - Е.Ф. Вишневского, художника, коллекционера, последнего председателя Московского художественного общества. Участвовал в организации Первого пролетарского музея в Москве, с 1919 года работал в Коллегии по делам музеев и охраны памятников искусства и старины Наркомпроса.. В 1928 году репрессирован. В 1969 году подарил Москве часть собственного особняка и 200 произведений для основания музея В.А. Тропинина и художников его времени. Был его главным хранителем. Подарил музеям около 1,5 тысячи художественных предметов. Состав коллекции, оставшейся в семье составляла западноевропейская живопись, графика, миниатюры, табакерки, фарфор и др.

Румянцевский музей. Возник на основе коллекции графа Н.П. Румянцева(1754-1826), дипломата, историка, мецената. Выйдя в отставку в 1814 году, он посвятил себя научной деятельности и собиранию коллекции исторических ценностей. После смерти графа коллекция легла в основу Румянцевского музея (1831), разместившегося в его особняке. Среди экспонатов коллекции, в 1861 году приобретенных правительством, упоминается фамильная галерея (5 картин). В 1862 году она была объединена с Московским публичным музеем и размещена в специально приобретенном доме Пашкова. В 1924 году расформирована.

Караваджизм - система художественных средств, характерная для начального этапа становления реализма в европейской живописи XVII века и получившая наиболее яркое воплощение в творчестве итальянского живописца Микеланджело Караваджо (1573-1610). Караваджизму свойственны демократизм художественного идеала, интерес к непосредственному воспроизведению натуры, повышенное чувство реальной предметности изображения, активная роль контрастов света и тени в живописном решении картины, стремление к монументализации жанровых мотивов. Обращение к приёмам караваджизма было важной ступенью в творческом развитии многих ведущих мастеров XVII века. Барокко - (итал. barocco - "странный", "причудливый"; порт. perola barroca - "жемчужина неправильной формы"; существуют и другие предположения о происхождении этого слова) - стиль европейского искусства и архитектуры 17-18 веков.

Барокко, тяготевшее к торжественному "большому стилю", в то же время отразило представления о сложности, многообразии, изменчивости мира. Барокко свойственны контрастность, напряжённость, динамичность образов, драматизм, стремление к величию и пышности, к совмещению реальности и иллюзии, сильным контрастам масштабов и Фламандская школа - после поражения Нидерландской буржуазной революции 1566-1609 в исторических областях Бельгии их искусство выделилось в самостоятельную школу, в XVII-XVIII вв. названной фламандской. Во Фландрии в это время возникает особый, уникальный стиль, названный впоследствии "фламандским стилем" или "фламандским барокко", в котором парадность и декоративная пышность (поощрявшиеся церковью и знатью) сочетались со старыми нидерландскими традициями и природной жизнерадостностью фламандцев, а также пробужденными революцией демократическими, народными реалистическими тенденциями. Главные черты фламандского барокко: жизнелюбие, эмоциональная приподнятость, материализм, пышность, изобилие форм. Во фламандской живописи XVII в. определяющую роль играл Рубенс, в чьих произведениях, пронизанных патриотизмом и ярким демократическим духом, бурная динамика сочетается с мощной, полнокровной жизненностью образов. Его влияние было так велико, что 17 век во Фландрии иногда называют веком Рубенса.

Савицкая Т.Е.

www.radmuseumart.ru

© Саратовский государственный художественный музей имени А.Н.Радищева