В.Э. БОРИСОВ-МУСАТОВ. Водоем. 1902

Искусство В.Э. Борисова-Мусатова по своим внутренним задачам, отношению к действительности и художественным средствам связано с символизмом. Это художественное направление получило наиболее яркое воплощение в русском искусстве в области поэзии. В живописи у его истоков стоял М.А. Врубель, а в творчестве Борисова-Мусатова сложились основные принципы символизма, развитые впоследствии художниками общества «Голубая роза».

Символизм возник как естественная реакция на позитивистское мировосприятие, утверждавшее всесилие познания, способность человека разгадать все тайны мира с помощью науки. Символизм был ориентирован на мистический способ познания мира. Для этого искусства характерен интерес к неуловимым смысловым нюансам и психическим состояниям, недосказанность и зашифрованность содержания, что выражало мысль о невозможности полного и объективного познания мира.

Когда зритель смотрит на картину «Водоем», то, наверное, меньше всего размышляет о способах познания мира и характере разнообразных направлений в искусстве. Картина завораживает своим гармоническим спокойствием, лирической проникновенностью, объединяющей пейзаж и фигуры девушек, остановившихся в задумчивости у водоема. На первый взгляд построение этого произведения кажется простым, но это не совсем так.

Художник тщательно обдумывает композицию, выстраивая ее по принципу своеобразного эха форм, их ритмической повторяемости. Овал водоема рождает отзвук в овале платья сидящей девушки; абрис фигуры стоящей девушки вписывается в треугольник, повторяющийся в абрисе торса сидящей фигуры; в самом водоеме отражаются облака и деревья… По принципу отражения построена и цветовая гамма произведения и его эмоциональное наполнение. Сине-голубой цвет концентрируется в платье сидящей девушки и затем в ритмическом соответствии ложится большими и малыми участками в написании воды.

Перед зрителем сцена, у которой нет никакого сюжетного развития. Пейзажный мотив, напоминающий уголок старинного парка, настолько же конкретен, насколько и обобщен, как и лица героинь. Художнику позировали его сестра и невеста. Но картина не о близких и дорогих для него людях. Борисов-Мусатов не ставит перед собой задачи написать портрет в пейзаже. Зачарованные красотой окружающей природы девушки погружены в свои чувства; их переживания лишены противоречивых столкновений эмоций. Они словно прислушиваются к музыке летнего дня, погружаясь в состояние гармонического единения с природой.

Новое в творчестве Борисова-Мусатова – изменение точки зрения на натуру от непосредственного ее восприятия к опосредованному, когда натура становится лишь поводом для выражения замысла художника. В данном случае конкретное в любом его проявлении (драматургия сюжета, мотивация действий и поведения героев) перестает интересовать, и на первый план выходит невозможность свести образ к набору определенных значений, что и является основным качеством символизма.