ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

 

Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования

 

«ПЕРМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

Кафедра  методики преподавания математики

 

 

Комплект учебно-методических материалов к учебному модулю: «Изучение вопросов элементарной математики и методики преподавания математики с привлечением ЦОР[1]» в составе курса ГОС ВПО ОПД.Ф.03 «Технологии и методики обучения математике».


АННОТАЦИЯ

1. Минимальные требования к содержанию учебного модуля УМ 2 (выписка из ГОСа по специальности, утвержденного экспертами описания  модуля).

Содержание модуля УМ 2 отражает часть программы лекционного курса и программы практических занятий по дисциплине федерального  компонента  ГОС ВПО ОПД.Ф.03 «Технологии и методики обучения математике».

Методика обучения в системе физико-математического образования. Цели обучения в системе физико-математического образования. Особенности содержания обучения. Различные технологии обучения: урочные и внеурочные; традиционные и современные; групповые и индивидуальные; дифференциации и индивидуализации и др. Выбор технологий и методик обучения в зависимости от возрастных особенностей, личностных достижений, актуальных проблем обучающихся в освоении математики в зависимости от учебного предмета и содержания изучаемого материала. Возможные технологии и методики построения урока, ориентированного на развитие ключевых компетентностей школьников. Современные средства оценивания результатов обучения и оценки достижений школьников в освоении математики. Методическая система обучения математике. Решение воспитательных задач через предмет. Технологии построения здоровьесберегающей среды обучения школьников.

 

2. Цели учебного модуля УМ2: содействие становлению специальной профессиональной компетентности бакалавра физико-математического образования (профессионально-образовательный профиль «Математика») в области использования ЦОР по математике в рамках изучения тем школьного курса математики:

·        уравнения и неравенства;

·        тождественные преобразования иррациональных выражений;

·        вопросы стохастики;

·        геометрические построения в курсе планиметрии;

·        числовые последовательности в курсе алгебры основной школы.

 

3. Задачи учебного модуля:

·  формирование умений в оценке качества ЦОР с целью их отбора для использования в учебном процессе по школьной математике;

·  формирование у студентов понимания необходимости применения учителем математики компьютерных средств в учебной и методической работе;

·  развитие умений по применению средств ИКТ при планировании, проектировании  учебного процесса, в процессе обучения математики, при организации контроля и оценки результатов обучения средствами ИКТ;

·  мотивация деятельности по использованию различных методов и форм обучения на уроках математики с применением  ИКТ для развития творческих способностей студентов, а также для формирования базовых и специальных профессиональных компетентностей;

·  разработка методики систематического использования ЦОР по математике в учебном процессе в качестве источника задач.

 

4. Взаимосвязь модуля УМ2 с другими дисциплинами учебного плана специальности (в ГОС ВПО):

Освоение программы модуля осуществляется в процессе лекционных и практических занятий по курсу ОПД.Ф.03 «Технологии и методики обучения математике»  и в процессе самостоятельной работы студентов с учебно-методической литературой.

Модуль связан со следующими дисциплинами учебного плана:

·        ОПД Ф.09 «Информационные технологии в физико-математическом образовании»

·        ЕН.Ф.06 Технические и аудиовизуальные средства обучения (Аудиовизуальные технологии обучения: типология аудиовидеокомпьютерных учебных пособий; типология учебных видеозаписей; банк аудиовидеокомпьютерных материалов; дидактические принципы построения аудиовидеокомпьютерных учебных пособий. Интерактивные технологии обучения.)

·        ДПП.05 Практикум по решению математических задач.

·         ЕН.Ф.02 Информатика (разделы: характеристика процессов сбора, передачи, обработки и накопления информации; технические и программные средства реализации информационных процессов; модели решения функциональных и вычислительных задач и др.)

·        ОПД.Ф.01 Педагогика (разделы: общие основы педагогики, теория обучения, теория и методика воспитания, педагогические технологии, психолого-педагогический практикум)

·        ОПД.Ф.02 Психология (разделы: возрастная психология, педагогическая психология, социальная психология)

·        ОПД.Ф.08 Современные средства оценивания результатов обучения (разделы: виды, формы и организация контроля качества обучения, психолого-педагогические аспекты тестирования, понятие теста, виды тестов, формы тестовых заданий и др.)

·        ДПП.Ф.14 Информационные технологии в математике (разделы: обзор  и использование пакетов символьных вычислений)

 

5. Ожидаемые результаты освоения учебного модуля:

Освоение модуля будет способствовать развитию

·      ключевой профессиональной компетентности студентов включающей:

- умения получать информацию, необходимую для решения поставленной задачи из различных источников: коллег, литературных источников, Internet, справочников, и т.д.;

- умения работать в команде (группе);

- способности  выдвигать и обосновывать идеи по решению поставленных задач;

- способности к рефлексии и самооценке собственной деятельности.

·      базовой профессиональной компетентности:

- умения планировать и осуществлять педагогическую деятельность с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся в обновленной информационно-образовательной среде;

·     специальной профессиональной компетентности:

- умений отбирать эффективные приемы и методы обучения и контроля с учетом специфики математики и возможностей ЦОР, способности диагностировать уровень освоения содержания учебного материала учащимся в условиях применения средств ИКТ и на основе этого планировать и осуществлять деятельность по предмету;

- умения активизировать учебно-познавательную деятельность школьников, используя современные информационные и коммуникационные технологии обучения при проведении учебных занятий по математике с учетом специфики изучаемого материала;

- умения осваивать новые средства ИКТ для организации процесса обучения математике;

- овладение начальными  навыками педагогического проектирования занятий по математике в условиях информационных технологий;

- готовности будущих учителей математики к разработке творческих заданий для учащихся, решаемых средствами ИКТ;

- готовности будущих учителей математики к проведению  научно-исследовательской работы по применению ИКТ в обучении математике.

 

5*. Ожидаемые результаты освоения модуля

В результате изучения модуля студент должен:

- знать базовые понятия курса: информатизация образования, информационно-коммуникационные технологии обучения, программное обеспечение, используемые в информационных технологиях обучения (классификацию программных средств, дидактические задачи, решаемые ими);

- понимать цели и задачи использования ИКТ в обучении математике в школе;

- уметь применять свои знания в организации самостоятельной работы учащихся на различных этапах формирования математических понятий; при составлении заданий для самостоятельной работы учащихся как репродуктивного, так и творческого характера; выборе оптимальных форм организации учебных занятий по математике в зависимости от поставленных дидактических целей; при конструировании учебных занятий различных форм по математике; в процессе формирования у школьников умения решать математические задачи; при выборе и проведении различных форм контроля знаний и умений учащихся;

- владеть методами формирования положительных мотивов учащихся в применении средств ИКТ при изучении математики; методами активизации учебно-познавательной деятельности учащихся на основе использования ИКТ в обучении математике; методами развития творческих способностей учащихся с применением ИКТ в обучении математике.

6. Перечень элементов учебно-методического комплекта:

-       конспект лекций);

-       методические указания к лабораторным работам.

-       методические указания к выполнению курсовой работы (проекта).

-       перечень вопросов к зачету;

-       итоговый тест.

7. Инновационность комплекта УММ:

7.1 Инновационность по целям обучения:

инновационность состоит в формировании профессиональной компетентности  будущих учителей в проектировании уроков по математике с использованием ЦОР.

7.2.Инновационность по содержанию обучения:

заключается в реализации компетентностного и деятельностного подходов при разработке содержания модуля, позволяющих целостно рассмотреть учебный процесс по математике с учётом возможностей ИКТ в целом и использовании ЦОР, в частности, и подготовке студентов к решению новых профессиональных задач.

7.3.Инновационность по методам обучения

состоит в использовании методов, ориентированных на реализации личностно-ориентированного обучения, включающих каждого студента в активную познавательную деятельность по овладению содержанием модуля (дискуссии, постановка проблемных вопросов, моделирование деятельности ученика, проектирование деятельности учителя) с использованием возможностей ЦОР.

Организация учебного процесса предполагает самостоятельный выбор уровень освоения содержания, индивидуальную, парную и групповую деятельность студентов на занятии

 7.4. Инновационность по формам обучения

В структуру традиционных форм (лекции, практические и лабораторные занятия) включены элементы дискуссий, моделирование деятельности учителя и ученика на уроке и др.

·        инновационность достигается организацией учебного процесса по различным траекториям обучения и образовательным программам (включая и индивидуальные образовательные траектории);

·        инновационность состоит в ориентации на значительное увеличение времени и задач для самостоятельной работы учащихся;

7.5.Инновационность по средствам обучения

·        инновационность состоит в использовании мультимедиа презентаций, ЦОР (на CD  и в сети Интернет;

·        использование современных компьютерных классов, объединенных в локальную сеть, с выходом в глобальную сеть.

8. Актуальность для системы педагогического образования

8.1. Возможность использования учебного модуля для создания банка оценочных и диагностических средств по специальностям педагогического образования

При разработке контрольно-измерительных материалов использовались следующие формы:

·        тестовые задания по изучаемому теоретическому материалу;

·        социальное взаимодействие при решении профессиональных задач разного уровня профессиональной компетентности;

·        учебные проекты.

8.2. Возможность использования учебного модуля для формирования содержания подготовки педагогических кадров на основе компетентностного подхода и кредитно-модульной структуры обучения.

Учебный модуль ориентирован на формирование информационно-коммуникационной состав­ляющей  профессиональной компетентности будущих  бакалавров, на обеспечение устойчивых изменений в их образовательной практике на базе широкого использования средств ИКТ в обучении математике.

9. Список авторов элементов УМК: Васильева Галина Николаевна – зав. кафедрой методики преподавания математики, кандидат педагогических наук, доцент, Ситникова Н.А. – доцент кафедры информатики.

10. Нормативные документы, требования которых учитывались при разработке УМК к учебному модулю:

Основополагающие документы Болонского процесса: пресс-релиз Минобразования РФ // Сайт Министерства образования Российской Федерации.



[1] Тема модуля изменена (ранее согласована) в связи  с тем, что заявленные прежде темы не входят в стандарт курса ПРМЗ по направлению 540200 - бакалавр физико-математического образования, профессионально-образовательный профиль «Математика»