ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

 

Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования

 

«ПЕРМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»


Кафедра методики преподавания математики

 

Комплект учебно-методических материалов к учебному модулю

«Изучение вопросов элементарной математики и методики преподавания математики с привлечением ЦОР» в составе курса ГОС ВПО ОПД.Ф.03 «Технологии и методики обучения математике».

 

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

К ЛАБОРАТОРНЫМ ЗАНЯТИЯМ

 

 

Направление: 540200 - бакалавриат физико-математического образования, профессионально-образовательный профиль «Математика»

 

                                              

 

 

 

 

Пермь

2006

 


 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ЛАБОРАТОРНЫМ ЗАНЯТИЯМ

 

ВВЕДЕНИЕ

На лабораторных занятиях осуществляется формирование у студентов обобщенных умений использования цифровых образовательных ресурсов  по применению ИКТ в при изучении следующих тем:

·        уравнения и неравенства;

·        тождественные преобразования иррациональных выражений;

·        вопросы стохастики;

·        геометрические построения в курсе планиметрии;

·        числовые последовательности в курсе алгебры основной школы

в преподавании математики.

После выполнения лабораторных работ студенты должны научиться:

·        анализировать ЦОР;

·        подбирать адекватные средства ЦОР по математике для классно-урочной системы обучения и самостоятельной работы учащихся;

·        адаптировать материалы ЦОР для учащихся с разным уровнем успеваемости с целью индивидуализации обучения;

·        осуществлять мониторинг эффективности применения материалов ЦОР в учебном процессе.

 

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 1

Тема: Изучение содержания и анализ ЦОР по математике (4 часа)

Цель: обучение анализу ЦОР.

1. Учебная и воспитательная цели:

Учебная и воспитательная цель лабораторных занятий: создание условий для

 формирования компетентности  будущих учителей в решении следующих профессиональных задач:

·        подбор ЦОР по математике, которые могут быть использованы на занятиях и при организации домашней самостоятельной работы учащихся;

·        адаптировать материалы ЦОР для учащихся с разным уровнем подготовки для индивидуализации обучения;

·        создание презентаций с использованием ЦОР при обучении математике по указанным выше темам.

2. Задачи, подлежащие исследованию

·  Анализ содержания ЦОР;

·  изучение соответствия ЦОР используемым учебным программам, рекомендованным Федеральным агентством по образованию, стандартам образования, учебникам математики, входящим в федеральный комплект 2006-07 учебного года;

·   исследование полноты отражения в ЦОР разделов школьного курса математики:

уравнения и неравенства; тождественные преобразования иррациональных выражений;

вопросы стохастики; геометрические построения в курсе планиметрии; числовые последовательности в курсе алгебры основной школы;

 

·        анализ методического сопровождения ЦОР (в случае наличия последнего).

 

Рекомендуемые  цифровые ресурсы:

Основные

1. Электронное издание «Математика, 5-11 класс. Практикум» (ООО «Дрофа») (№53)

2. Электронное издание «Математика, 5-11 класс» ( ЗАО «1С») (№54)

3. Открытая Математика 2.5. Стереометрия  (ООО «Физикон») (№64)

4. Открытая Математика 2.5. Планиметрия (ООО «Физикон») (№65)

5. Открытая Математика 2.5. Функции и графики (ООО «Физикон») (№66)

 

Дополнительные

6. Математика 5 класс  Волович М. Б (ЗАО «1С»)

7. Математика 6 класс  Волович М. Б. Б (ЗАО «1С»)

8. Геометрия 7-9 класс. Атанасян Л.С. (ЗАО «1С»)

9. Вероятность и статистика в школьном курсе математики ООО "ДОС";

 

 

3. Краткие теоретические или справочно-информационные материалы

См. вопросы лекции № 1, 2:

1. Определение ЦОР. Педагогические возможности использования ЦОР по математике. ИКТ и деятельностный подход в обучении.

2. Обзор и краткая характеристика существующих ЦОР по математике, рекомендованных к использованию в учебном процессе.

4. Рекомендации студентам по подготовке к лабораторной работе с указанием литературы

При подготовке к лабораторной работе целесообразно изучить:

·        материал лекций; при этом повторить: обзор содержания ЦОР, возможности использования ЦОР;

·        материалы производителей ЦОР на CD и рекомендации по использованию этих ЦОР (на сайтах производителей; по материалам НФПК, ФИО и др.); обратить внимание на описание ЦОР на сайтах производителей и их оценку различными потребителями, сравнить оценки между собой.

Рекомендуемые источники информации

Основные

·        Открытая математика 2.5. Стереометрия. — М.: Физикон, 2004. — Электрон. опт. диски (CD-ROM). www.physicon.ru

·        Открытая математика 2.5. Функции и графики. — М.: Физикон, 2004. — Электрон. опт. диски (CD-ROM). www.physicon.ru

·        Открытая математика 2.5. Планиметрия. — М.: Физикон, 2004. — Электрон. опт. диски (CD-ROM). www.physicon.ru

·        Математика, 5-11 классы. Практикум. 1С: Школа. — М.: 1С, 2005. — Электрон. опт. диски (CD-ROM). repetitor.1c.ru

·        Математика, 5-11 классы. — ООО «Дрофа» — Электрон. опт. диски (CD-ROM).

Дополнительные

·        Все задачи школьной математики. Алгебра и начала анализа, 10-11. Версия для школьников. — М.: Просвещение-МЕДИА, 2003. — Электрон. опт. диски (CD-ROM). www.pmedia.ru

·        Математика 5 класс  Волович М. Б (ЗАО «1С»)

·        Математика 6 класс  Волович М. Б. (ЗАО «1С»)

·        Геометрия 7-9 класс Атанасян Л.С. (ЗАО «1С»)

·        Вероятность и статистика в школьном курсе математики ООО "ДОС"

·        Математика, часть I + Варианты ЕГЭ, 2005. 1С: Репетитор. — М.: 1С, 2005. — Электрон. опт. диски (CD-ROM). repetitor.1c.ru

·        НФПК http://www.ntf.ru/rus/index.htm

·        Российский образовательный портал http://edu.ru

5. Описание ЦОР

См. лекцию № 2.

6. Краткое содержание работы, выполняемой студентами в ходе занятия

Занятие № 1 (2 ч)

Анализ содержания ЦОР:

Название ЦОР

Издатель ЦОР

Математика. 5-11 класс.

ООО "Дрофа"

Математика. 5-11 класс.

ЗАО "1С"

Открытая математика 2.5. Планиметрия.

ООО "Физикон"

Открытая математика 2.5. Стереометрия.

ООО "Физикон"

Открытая Математика 2.5. Функции и графики.

ООО "Физикон"

Математика 5 класс  Волович М. Б

ЗАО "1С"

Математика 6 класс  Волович М. Б. Б

ЗАО "1С"

Вероятность и статистика в школьном курсе математики

ООО "ДОС"

Геометрия 7-9  Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф., Кадомцев С.Б., Позняк Э.Г., Юдина И.И.  7 класс 

ЗАО "1С"

Геометрия 7-9  Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф., Кадомцев С.Б., Позняк Э.Г., Юдина И.И. 8 класс 

ЗАО "1С"

Геометрия 7-9  Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф., Кадомцев С.Б., Позняк Э.Г., Юдина И.И. 9 класс 

ЗАО "1С"

Геометрия 9. Динамическая геометрия", Геометрия, 9 класс

ОАО "Издательство "Просвещение"

Компетентность, инициатива, творчество, 5-6 классы

Томский государственный педагогический университет
 

Алгебра в основной школе. Алгебра, 7 класс

ЗАО "1С"

Математика в школе, XXI век. Алгебра и начала анализа 7-11 классы. Алгебра и начало анализа.10 класс

 

СМИО "Пресс"

 

Рекомендации по организации занятия 1 (2 часа).

Предполагается работа в малых группах (парах-тройках). Параллельно с каждой минигруппой каждый ЦОР изучают индивидуально и оформляют соответствующий отчет ещё два студента. Защита отчета минигруппы проводится в форме деловой игры, в которой указанные выше два студента выполняют функции «белого» и «черного» оппонентов.

Подготовка деловой игры проводится в ходе лабораторного занятия и самостоятельной работы студентов по следующему плану:

·        изучение теоретического содержания ЦОР и анализ возможностей его применения как вспомогательного к содержанию учебника; типы уроков и виды контроля знаний;

·        изучение эргономико-дизайнерских показателей ЦОР: дизайн ЦОР, навигация по ЦОР, пользовательский интерфейс. Анализ включает в себя:

o структура ЦОР (анализ оглавления);

o способы представления содержания в ЦОР;

o особенности представления содержания теоретического материала ЦОР: глубина, достаточность информации, доступность изложения, наличие выделений для лучшего восприятия текста; соответствие материала дидактическим принципам вообще;

o особенности иллюстративного материала ЦОР: виды иллюстраций, их содержательность, наглядность, качество оформления, достаточность иллюстраций;

o справочный материал ЦОР, его виды, способы подачи, достаточность;

o особенности материала для контроля знаний и умений учащихся;

o возможности средств методического сопровождения учебного процесса;

o эргономика ЦОР;

·        исследование соответствия содержания ЦОР используемым примерным программам, рекомендованным Федеральным агентством по образованию, стандарту обучения, учебникам математики, входящим в федеральный комплект 2006-07 учебного года (по возможности, учебным планам каких-либо учебных заведений);

·        соответствие содержания ЦОР активно-деятельностным методикам и технологиям обучения;

·        полнота отражения в ЦОР разделов: уравнения и неравенства; тождественные преобразования иррациональных выражений; вопросы стохастики; геометрические построения в курсе планиметрии; числовые последовательности в курсе алгебры основной школы в преподавании математики.  (согласно учебникам математики, входящим в федеральный комплект 2006-07 учебного года);

·        наличие методического сопровождения ЦОР (состав этого обеспечения в случае наличия).

Домашнее задание: оформить письменные отчеты по проделанной работе (в электронном виде) — требования к отчетам см. ниже, обменяться отчетами, сдать на проверку преподавателю и оппонентам, подготовиться к защите отчетов (создать презентацию для защиты и подготовить устное сообщение). Оппонентам подготовить аргументированную оценку представленных результатов работы.

Занятие № 2 (2 ч)

Защита отчетов по анализу ЦОР

Защита всех отчетов проводится в форме деловой игры, участниками которой являются все студенты группы. Каждая минигруппа в течение 7-10 минут представляет свой отчет (с использованием мультимедиа презентации); выступают оппоненты — 3-5 минут на оба выступления; члены минигруппы в течение 3-5 минут отвечают на вопросы группы и замечания оппонентов; преподаватель подводит итог деловой игры, оценивает членов минигруппы и оппонентов.

В конце занятия —рефлексия деятельности группы в целом, после чего преподаватель подводит общий итог работы.

Домашнее задание: подготовка к лабораторной работе № 2; выполнение самостоятельных работ.

7. Порядок проведения работы

Занятие № 1

Анализ ЦОР

·        ознакомиться с заданием;

·        спланировать деловую игру: создать мини-группы (пары-тройки);  определить роли: «белый» оппонент, или «черный» оппонент;

·        выбрать (распределить) ЦОР для анализа; внести решение в карту игры

·        выполнить анализ ЦОР по предложенной схеме, параллельно заполняя отчет;

·        дома завершить работу над отчетом (если роль — оппонент, подготовить выступление по результатам анализа отчета соответствующей минигруппы). Подготовить представление проекта.

Занятие № 2

Защита отчетов по работе

·        обсудить результаты внутри минигруппы;

·        заслушать выступление товарищей, принять участие в дискуссии; получить отчеты других минигрупп в собственную методическую копилку;

·        выступить с собственным сообщением, ответить на замечания и предложения, сделать выводы.

8. Техника безопасности

Соблюдать правила работы в компьютерном классе

9. Исходные данные для работы

Название ЦОР

Издатель ЦОР

ФИ студентов пары

Оппонент: Б, Ч

Математика. 5-11 класс.

ООО "Дрофа"

 

 

Математика. 5-11 класс.

ЗАО "1С"

 

 

Открытая математика 2.5. Планиметрия.

ООО "Физикон"

 

 

Открытая математика 2.5. Стереометрия.

ООО "Физикон"

 

 

Открытая Математика 2.5. Функции и графики.

ООО "Физикон"

 

 

Математика 5 класс  Волович М. Б

ЗАО "1С"

 

 

Математика 6 класс  Волович М. Б. Б

ЗАО "1С"

 

 

Вероятность и статистика в школьном курсе математики

ООО "ДОС"

 

 

Геометрия 7-9  Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф., Кадомцев С.Б., Позняк Э.Г., Юдина И.И.  7 класс 

ЗАО "1С"

 

 

Геометрия 7-9  Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф., Кадомцев С.Б., Позняк Э.Г., Юдина И.И. 8 класс 

ЗАО "1С"

 

 

Геометрия 7-9  Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф., Кадомцев С.Б., Позняк Э.Г., Юдина И.И. 9 класс 

ЗАО "1С"

 

 

Геометрия 9. Динамическая геометрия", Геометрия, 9 класс

ОАО "Издательство "Просвещение"

 

 

Компетентность, инициатива, творчество, 5-6 классы

Томский государственный педагогический университет
 

 

 

Алгебра в основной школе. Алгебра, 7 класс

ЗАО "1С"

 

 

Математика в школе, XXI век. Алгебра и начала анализа 7-11 классы. Алгебра и начало анализа.10 класс

 

СМИО "Пресс"

 

 

 

10. Методика анализа полученных результатов

По каждому пункту плана (см. п. 6 Содержание работы) выставить оценку по десятибалльной шкале (0-9 баллов). Каждую оценку пояснить развернутым аргументированным ответом. Возможный вариант представления результатов — в виде таблицы.

 

11. Порядок оформления отчета по лабораторной работе и его защиты

Отчёт включает в себя: наименование изучаемого ЦОР; состав минигруппы; оглавление отчета; обоснованные и аргументированные ответы на задания исследования по каждому пункту.

При оформлении отчета придерживайтесь п. 6: Рекомендации по организации занятия 1 (2 часа); п. 9: Исходные данные для работы (См. выше)

 

12. Рекомендации для преподавателей по проведению занятия

Инновационность цели данной лабораторной работы обусловлена направленностью на формирование профессиональной компетентности студентов в области применения ИКТ в своей практической деятельности. Решаемые задачи:

·        дальнейшее развитие и совершенствование коммуникативных умений студентов, творческих способностей студентов, умения работать с различными программными средствами, умения анализировать структуру своей деятельности, относящихся к ключевому уровню профессиональной компетентности;

·        дальнейшее развитие и совершенствование знаний и умений студентов в области содержания обучения по математике, необходимых для решения задачи проводить дидактический анализ структуры и содержания ЦОР, относящейся к базовому уровню профессиональной компетентности;

·        формирование знаний и умений студентов о ЦОР, применяемых в обучении математике, и определения их дидактической ценности, необходимых для решения задач: проводить анализ ЦОР по математике, умения выбирать необходимые средства в зависимости от поставленных дидактических задач, относящихся к специальному уровню профессиональной компетентности.

Инновационность содержания лабораторной работы обусловлена раскрытием структуры деятельности преподавателя-предметника при анализе и выборе необходимых ЦОР в процессе планирования учебного процесса по математике.

Инновационность методов и форм обучения обусловлена активизацией самостоятельной деятельности студентов, организацией их работы в минигруппах, обеспечением репродуктивного, продуктивного и творческого уровня деятельности при выполнении заданий; обеспечением оценки и самооценки всех видов деятельности.

Лабораторная работа проводится в минигруппах. Задания для студентов направлены на формирование у них умения всесторонне анализировать ЦОР. Инновационность по средствам обучения состоит в использовании мультимедиа презентаций,

 

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 2

Тема: Использование ЦОР по математике на уроках математики и для организации самостоятельной работы учащихся (4 часа)

1. Учебная и воспитательная цели:

Учебная и воспитательная цель:  создание  условий для

·         формирования профессиональной компетентности бакалавра-математика в использовании ЦОР в своей практической деятельности на основе овладения знаниями и умениями, необходимыми для планирования и разработки содержания уроков и фрагментов уроков, а также организацию самостоятельной работы учащихся с применением ЦОР на занятиях по математике;

·        обучения разработке и анализу уроков и фрагментов урока по математике, а также организовывать самостоятельную работу учащихся на примере изучения разделов:

 -  уравнения и неравенства;

 -  тождественные преобразования иррациональных выражений;

    - вопросы стохастики;

    - геометрические построения в курсе планиметрии;

    - числовые последовательности в курсе алгебры основной школы;

·        воспитать ответственное отношение к отбору материала для проектирования уроков с использованием ЦОР.

 

2. Задачи, подлежащие исследованию

Проектирование уроков математики на основе деятельностного подхода к обучению с использованием материалов ЦОР из рекомендованного комплекта на примере разделов математики:

·        уравнения и неравенства;

·        тождественные преобразования иррациональных выражений;

·        вопросы стохастики;

·        геометрические построения в курсе планиметрии;

·        числовые последовательности в курсе алгебры основной школы.

 

3. Краткие теоретические или справочно-информационные материалы

См. вопросы лекции № 1, 2:

1. Определение ЦОР. Педагогические возможности использования ЦОР по математике. ИКТ и деятельностный подход в обучении.

2. Обзор и краткая характеристика существующих ЦОР по математике, рекомендованных к использованию в учебном процессе.

4. Рекомендации студентам по подготовке к лабораторной работе с указанием литературы

При подготовке к лабораторной работе целесообразно изучить:

·        материал лекций; при этом повторить: обзор содержания ЦОР, возможности использования ЦОР;

·        материалы производителей ЦОР на CD и рекомендации по использованию этих ЦОР (на сайтах производителей; по материалам НФПК, ФИО и др.); обратить внимание на описание ЦОР на сайтах производителей и их оценку различными потребителями, сравнить оценки между собой.

Рекомендуемые источники информации

Основные

·        Открытая математика 2.5. Стереометрия. — М.: Физикон, 2004. — Электрон. опт. диски (CD-ROM). www.physicon.ru

·        Открытая математика 2.5. Функции и графики. — М.: Физикон, 2004. — Электрон. опт. диски (CD-ROM). www.physicon.ru

·        Открытая математика 2.5. Планиметрия. — М.: Физикон, 2004. — Электрон. опт. диски (CD-ROM). www.physicon.ru

·        Математика, 5-11 классы. Практикум. 1С: Школа. — М.: 1С, 2005. — Электрон. опт. диски (CD-ROM). repetitor.1c.ru

·        Математика, 5-11 классы. — ООО «Дрофа» — Электрон. опт. диски (CD-ROM).

Дополнительные

·        Все задачи школьной математики. Алгебра и начала анализа, 10-11. Версия для школьников. — М.: Просвещение-МЕДИА, 2003. — Электрон. опт. диски (CD-ROM). www.pmedia.ru

·        Математика 5 класс  Волович М. Б (ЗАО «1С»)

·        Математика 6 класс  Волович М. Б. (ЗАО «1С»)

·        Геометрия 7-9 класс Атанасян Л.С. (ЗАО «1С»)

·        Вероятность и статистика в школьном курсе математики ООО "ДОС"

·        Математика, часть I + Варианты ЕГЭ, 2005. 1С: Репетитор. — М.: 1С, 2005. — Электрон. опт. диски (CD-ROM). repetitor.1c.ru

·        НФПК http://www.ntf.ru/rus/index.htm

·        Российский образовательный портал http://edu.ru

Литература

 

1. Информационные технологии в образовании: Учебное пособие для студ. высш. учебных заведений

И.Г. Захарова

Учебное пособие для студентов пед. вузов

М.: Издательский центр «Академия», 2003.

 

2. Методика преподавания математики в средней школе

Л.В. Виноградова

Учебное пособие

Ростов н/Д.: Феникс, 2005. – 252с.

3. Методика преподавания математики в средней школе: Частные методики

Составитель Мишин В.И. 

Учебное пособие

М.: Просвещение, 1987

4. Методика преподавания математики в средней школе: Частные методики. Ю.М. Колягин

Под ред. Ю.М. Колягина

Учебное пособие

М.:Просвещение, 1997.

 

5. Методика обучения математике в средней школе

Саранцев Г.И.

Учебное пособие для студентов

 М.: Просвещение, 2002

6. Методика и технология обучения математике

Под ред. Н.Л.  Стефановой, Н.С. Подходовой

Курс лекций: пособие для вузов

М.: Дрофа, 2005

7. О видах деятельности учащихся на уроках математики

Васильева Г.Н

Статья в научно- методическом сборнике

Пермь: ПГПУ, 2003.

8. Специальная методика преподавания математики в средней школе

Плакатина О.И.

Учебное пособие

Иркутск, 2004

 

5. Описание ЦОР

См. лекцию № 2.

6. Краткое содержание работы, выполняемой студентами в ходе занятия

Занятие № 1 (2 ч)

Составление конспекта урока

Урок конструируется на основе деятельностного подхода к обучению и предполагает активную самостоятельную работу учащихся для всех типов уроков.

Предполагается индивидуальная работа студентов (по выбору студента). Тема формулируется студентом самостоятельно согласно имеющемуся примерному тематическому планированию для данного раздела школьной программы и выбранных ЦОРов (один-два). Тема согласуется с выбором ЦОРа первой лабораторной работы и утверждается преподавателем в начале  занятия.

Каждый студент, опираясь на выбранные ЦОР, разрабатывают конспекты двух уроков выбранной тематики и типа. Результат оформляется в виде конспекта урока в электронном виде (в текстовом процессоре).

Конспект урока включает в себя:

1)      тему и тип варианта урока;

2)      цели и задачи урока;

3)      план урока (расширенный, структурированный, с указанием времени на каждый этап урока) ;

4)      перечень учебных источников информации, которые могут быть использованы учащимися при выполнении заданий урока;

5)      оборудование урока (презентацию к уроку)

6)      содержание урока (включая организацию работы на уроке: порядок появления слайдов презентации; нелинейные траектории прохождения урока (для слабых, средних, сильных учеников) с возможностью выбора задания, возврата к ранее не выполненному заданию и т.п. )

7)      дополнительные задания повышенной сложности (для самых подготовленных учащихся);

8)      самостоятельную работу учащихся и контрольные задания на 5- 7 мин. по материалам ЦОР;

9)      решение всех предлагаемых учащимся заданий;

10)  критерии оценки результатов обучения;

11)  материалы для домашнего задания;

12)   эскиз записей на доске.

Варианты типов урока:

1) урок новых знаний;

2) урок формирования навыков и умений;

3) урок применения знаний, навыков и умений;

4) урок обобщения и систематизации знаний;

5) урок контроля и коррекции знаний.

Варианты форм обучения: лекция, семинар, практикум и др.

Преподаватель контролирует, чтобы темы и типы уроков, по возможности, не повторялись при выборе их студентами. Тем не менее, возможны и варианты повторения заданий, что позволяет даже сравнивать уроки, выполненные разными студентами по одной и той же тематике и типу урока.

Домашнее задание: завершить работу над конспектом урока, сдать все наработанные материалы на проверку преподавателю в течение 3 дней с момента получения задания для дальнейшего участия в конкурсе конспектов уроков и представления лучших из них для ознакомления всех студентов.

Преподаватель в течение 2-х дней с момента сдачи конспектов и вспомогательных материалов к ним объявляет авторов конспектов, которые представят уроки на защите проектов. Победители готовят 9-10 минутное  представление (презентацию) для выступления на защите.

Занятие № 2 (2 ч)

Занятие посвящено представлению лучших конспектов уроков (наилучшим образом сконструированных уроков) по математике по заданным темам, типам уроков и других форм обучения с использованием ЦОР. При отборе необходимо учесть, чтобы были представлены уроки разных типов.

«Защита проектов»

Победители конкурса конспектов уроков представляют свои работы, выступая с сообщением по материалу в течение 9-10 мин.

Возможные формы организации выступления:

1) традиционный доклад с изложением основных методических, дидактических и содержательных позиций по уроку;

2) представление лучших фрагментов урока на мастер-классе, когда студенты выступают в роли учеников, а выступающий — в роли учителя;

3) комбинированный вариант выступления.

 

Студенты группы и преподаватель отмечают сильные и слабые стороны представляемого урока, дискутируют, дают рекомендации по совершенствованию представляемого продукта.

Оценки по конспектам уроков, не представленных на «ярмарке уроков», фиксируются преподавателем; защита по ним не производится. Сильные и слабые стороны таких уроков доводятся до сведения студентов.

7. Порядок проведения работы

Занятие № 1

Занятие № 1

·        ознакомиться с заданием;

·        выбрать тему урока и тип урока (или форму обучения);

·        актуализировать знания по ЦОР, необходимые для выполнения задания;

·        отобрать содержательный материал для конструирования уроков;

·        выстроить методику проведения уроков (акцент сделать на активную самостоятельную работу учащихся, активные методики обучения, деятельностный подход к обучению);

·        оформить элементы конспекта;

·        дома завершить работу над конспектом и вспомогательными материалами (презентацией и др.) к нему, сдать в течение 3-х дней с момента получения задания на проверку;

·        если конспект объявлен как входящий в состав победителей, подготовить выступление к следующему занятию, выбрав наиболее подходящую и оптимальную форму из предложенных преподавателем.

Занятие № 2

Победители конкурса конспектов уроков представляют свои работы, выступая с сообщением по материалу в течение 9-10 мин.

Возможные формы организации выступления:

·        традиционный доклад с изложением основных методических, дидактических и содержательных позиций по уроку;

·        представление лучших фрагментов урока на мастер-классе, когда студенты выступают в роли учеников, а выступающий — в роли учителя;

·        комбинированный вариант выступления;

Студенты группы и преподаватель отмечают сильные и слабые стороны представляемого урока, дискутируют, дают рекомендации по совершенствованию представляемого продукта.

Оценки по конспектам уроков, не представленных на «ярмарке уроков», фиксируются преподавателем; защита по ним не производится. Сильные и слабые стороны таких уроков доводятся до сведения студентов.

8. Техника безопасности

Соблюдать правила работы в компьютерном классе

9. Исходные данные для работы

ЦОР:

Основные

·        Открытая математика 2.5. Стереометрия. — М.: Физикон, 2004. — Электрон. опт. диски (CD-ROM). www.physicon.ru

·        Открытая математика 2.5. Функции и графики. — М.: Физикон, 2004. — Электрон. опт. диски (CD-ROM). www.physicon.ru

·        Открытая математика 2.5. Планиметрия. — М.: Физикон, 2004. — Электрон. опт. диски (CD-ROM). www.physicon.ru

·        Математика, 5-11 классы. Практикум. 1С: Школа. — М.: 1С, 2005. — Электрон. опт. диски (CD-ROM). repetitor.1c.ru

·        Математика, 5-11 классы. — ООО «Дрофа» — Электрон. опт. диски (CD-ROM).

Дополнительные

·        Все задачи школьной математики. Алгебра и начала анализа, 10-11. Версия для школьников. — М.: Просвещение-МЕДИА, 2003. — Электрон. опт. диски (CD-ROM). www.pmedia.ru

·        Математика 5 класс  Волович М. Б (ЗАО «1С»)

·        Математика 6 класс  Волович М. Б. (ЗАО «1С»)

·        Геометрия 7-9 класс Атанасян Л.С. (ЗАО «1С»)

·        Вероятность и статистика в школьном курсе математики ООО "ДОС"

·        Математика, часть I + Варианты ЕГЭ, 2005. 1С: Репетитор. — М.: 1С, 2005. — Электрон. опт. диски (CD-ROM). repetitor.1c.ru

·        НФПК http://www.ntf.ru/rus/index.htm

·        Российский образовательный портал http://edu.ru

10. Методика анализа полученных результатов

Анализу (в данном случае оцениванию) подлежит разработанный конспект, как главный результат в данной лабораторной работе.

Компоненты (пункты) конспекта оцениваются по пятибалльной и десятибалльной шкале.

По пятибалльной: пп. 1-5; по десятибалльной — пп. 6-12. Разная оценка связана с тем, что последние пункты являются содержательно и методически более значимыми и их вес, соответственно, в общей оценке выше.

Общая оценка конспекта — сумма баллов по каждому пункту.

11. Порядок оформления отчета по лабораторной работе и его защиты

Отчет по лабораторной работе содержит конспекты двух уроков, включающие в себя:

1. тему и тип варианта урока;

2. цели и задачи урока;

3. план урока (расширенный, структурированный, с указанием времени на каждый этап урока) ;

4. перечень учебных источников информации, которые могут быть использованы учащимися при выполнении заданий урока;

5. оборудование урока (презентацию к уроку)

6. содержание урока (включая организацию работы на уроке: порядок появления слайдов презентации; нелинейные траектории прохождения урока (для слабых, средних, сильных учеников) с возможностью выбора задания, возврата к ранее не выполненному заданию и т.п. )

7. дополнительные задания повышенной сложности (для самых подготовленных учащихся);

8. самостоятельную работу учащихся и контрольные задания на 5- 7 мин. по материалам ЦОР;

9. решение всех предлагаемых учащимся заданий;

10.  критерии оценки результатов обучения;

11.  материалы для домашнего задания;

12.  эскиз записей на доске.

Все конспекты оцениваются преподавателем согласно критериям оценки (см. п. 10).

Авторы лучших конспектов выступают с докладом-сообщением (который может быть реализован как в традиционной форме, так и как мастер-класс, когда студенты выступают в роли учеников, а докладчик (и) — в роли учителя с представлением наиболее удачных фрагментов уроков). Студенты группы и преподаватель отмечают сильные и слабые стороны представляемого урока, дискутируют, дают рекомендации по совершенствованию представляемого продукта.

Оценки по конспектам уроков, не представленных на «ярмарке уроков», фиксируются преподавателем; защита по ним не производится. Сильные и слабые стороны таких уроков доводятся до сведения студентов.

12. Рекомендации для преподавателей по проведению занятия

Инновационность цели данной лабораторной работы обусловлена направленностью на развитие профессиональной компетентности студентов в области применения ИКТ в своей практической деятельности. Решаемые задачи:

·              дальнейшее развитие и совершенствование коммуникативных умений студентов, творческих способностей студентов, умения работать с различными программными средствами и источниками информации, умения анализировать структуру своей деятельности;

·              дальнейшее развитие и совершенствование знаний и умений студентов в области конструирования уроков по математике;

·              формирование умений студентов отбирать дидактический материал из ЦОР для конструирования урока определенного типа, относящихся к специальному уровню профессиональной компетентности.

Инновационность содержания лабораторной работы выражена в раскрытии структуры деятельности преподавателя-предметника при анализе и выборе необходимых материалов ЦОР в процессе планирования уроков по математике.

Инновационность методов и форм обучения обусловлена активизацией самостоятельной деятельности студентов, организацией их работы индивидуально и в парах, обеспечением репродуктивного, продуктивного и творческого уровня деятельности при выполнении заданий; обеспечением оценки и самооценки всех видов деятельности.

Лабораторная работа проводится индивидуально и в парах. Задания для студентов направлены на формирование у них умения конструировать урок любого типа с использованием материалов ЦОР. Инновационность по средствам обучения состоит в использовании мультимедиа презентаций, ЦОР (на CD/DVD и в сети Интернет).