Комментарий методиста

Н.Г. Савиной к уроку

учителя географии

Е.В.Буевич

 

Тема урока «Особенности рельефа и полезных ископаемых Австралии»

Цель урока:

-         продолжить формировать представлений и знаний об особенностях природы Австралии;

-         изучить особенности тектонического строения, рельефа, размещения полезных ископаемых Австралии;

-         установить причинно-следственные связи, сопоставляя различные географические карты (влияние строения материка на особенности рельефа, полезные ископаемые);

-         определить черты сходства и различия рельефа Австралии и Африки;

-         продолжить формирования умения составлять сравнительные характеристики, работать с картой, тестами и дополнительной литературой.

Учебно-наглядный материал: карты «Строение земной коры» и «Физическая карта Австралии», картины, слайды, диск по Австралии, кроссворд.

Тип урока: комбинированный урок  с элементами исследования и заочного путешествия.

Повторение пройденного материала организовано как ответы на вопросы тестового характера и составление кроссворда для определения усвоения учащимися географического положения материка. Изучение нового материала организовано как исследовательская работа и путешествие  по   содержанию учебного материала с привлечением разнообразных информационных источников, с которыми учащиеся умеют работать (учебник на печатной основе, атлас, компьютер, тетрадь, дополнительный материал и др.). Грамотно (ко времени, к содержанию, к определенному действию) были использованы учителем разнообразные средства наглядности. Для усиления мотивации учительница применяла разнообразные приемы.

При работе с содержанием учебного материала учитель применяла внутрипредметные связи, исследовательский метод и метод проблемного изложения. В усвоении материала, его закреплении и проверке учительница применяет  различные виды деятельности  Рассказ учителя  и ответы  учащихся  сопровождаются  показом на слайде географических объектов.  Задачи, поставленные учителем перед уроком, были  решены.

 

Ход урока

 

1. Актуализация знаний

Учительница для усиления мотивации включает фрагмент из художественной литературы, в котором показано своеобразие материка Австралия, затем говорит о том, с какими географическими знаниями учащиеся ознакомятся, а для того, чтобы эти знания получить, придется совершить путешествие и провести исследовательскую работу, то есть, ставит дидактические задачи. Такая организация начала урока  в целом нацеливает учащихся на изучение  определенного  учебного  материала, способствует мотивации, побуждает к действию, интересному для них как в плане содержательном (путешествие), так и в плане развивающем (исследовательская работа).

 

2. Повторение

1) Применяя слайды, учительница предлагает учащимся вставить в текст пропущенные слова, после ответа учащихся предлагает сразу же  проверку, используя возможности компьютера. Этот прием довольно быстро позволил учительнице осуществить проверку знаний учащихся, касающихся географического положения Австралии.

2) Разгадывание кроссворда осуществлялось таким же приемом, что и первое задание. Вопросы для двух заданий были составлены верно, касались географического положения и открытий материка. Скорость показа изображения текста была такова, что все учащиеся сумели его прочитать. Темп был быстрый, но краткость текста,  знание  его детьми позволили детям не задерживаться долго на повторении и не терять большое количество времени. Учительница умело подвела детей к новому материалу, не забыв их спросить понятие «рельеф» и формы рельефа.

 

3. Изучение нового материала

1) Заочное путешествие по картам для определения особенностей рельефа Австралии с привлечением современного материала о крупном землетрясении в этом районе и его последствиях. Учительница привлекает для выяснения особенностей рельефа текст и карты, использует внутрипредметные связи, задает проблемные вопросы, заставляет предполагать, сопоставлять, ДЕЛАТЬ ВЫВОДЫ. Очень ценно, что на фоне старого материала она с учащимися при помощи исследовательского метода и метода проблемного изложения старается постигать учебный материал.

2) Сообщения учащихся о крупных формах рельефа Австралии и полезных ископаемых сопровождались показом рельефа этих территорий и картой, на которой учащиеся показывали географические объекты, а остальные наносили их на контурные карты. Данный вид работы, хоть и не был на достаточно активном уровне познавательной деятельности, но нес для учащихся информацию, позволяющую создать образ географического объекта. Очень ценно, что учительница нацеливает их на изучение географии в дальнейшем их обучении, говоря о том, что в 10 классе им пригодятся знания о полезных ископаемых.

3) Выводы  об особенностях рельефа и полезных ископаемых Австралии учащиеся практически сделали сами, а потом сравнили их с записью на демонстрируемом слайде и записали в тетрадь

 

4. Закрепление и обобщение

1) Сравнение рельефа Африки и Австралии было методически грамотно проведено: мотивировалась эта работа предложением продолжить исследование; предложен был  на слайде четкий типовой план  сравнения; помощь оказывалась учительницей по содержанию каждого из пунктов сравнения. Это позволило учащимся  правильно сравнивать и делать вывод.

2) Игра «Потопаем, похлопаем» была наполнена географическим содержанием по теме урока и по географии. Содержание игры позволило быть внимательными, немного подвигаться.

3) Размещение объектов на географической карте позволило учащимся вспомнить и проверить себя одновременно при помощи электронной техники знания объектов (формы рельефа Австралии). Для усиления мотивации были привлечены «пираты», однако привлечение именно этих персонажей и их действия – вопрос сугубо индивидуальный.

4) Выполнение теста на компьютере позволило проверить  знания  учащихся по двум материкам.

 

5. Рефлексия  и домашнее задание

1) Учитель спросил учащихся, что больше всего запомнилось им из урока, назвал имена тех, кто больше проявил себя, объявил оценки. Такая работа учителя в конце урока дает возможность осознать материал, еще раз вспомнить его, увидеть результат своего труда, который оценен учителем.

2)  Задание на дом было для учащихся несложным, на репродуктивном уровне и без комментариев.