Тема урока “Буква Ч, звук [ч, ]”

Цели урока:

познакомить с новой орфограммой ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ;

расширение словарного запаса и речевого кругозора;

развитие фонематического слуха;

Оборудование: учебник "Азбука" для 1 класса под ред. Н.В.Нечаевой, приложение к учебнику “Я читаю!”, звуковые карточки, ромашка (для чтения слогов с буквами гласных звуков), музыкальная кассета с частушками.

Ход урока:

1.     Организационный момент

- Дорогие мальчишки! Я надеюсь, что вы пришли на урок с хорошим настроением, и работать нам с вами будет интересно!

2. Изучение нового материала

а) Знакомство с новой буквой и новым звуком

 - Посмотрите на доску, какие необычные воздушные шары принес Тим! Интересно, почему он пришел один? (ответы детей)

- Но давайте проверим ваши предположения. Составьте из них слова, а в подарок – закладки для книг.

 «туча» - «тучи» (единственное число - множественное число)

«тучу» (другая форма)

«сычи» - «сычу» (другая форма «сыча»)

«чабан» (пастух овец)

«лечу»

 - Что ты имеешь ввиду?

а) лечу1 - я плыву по воздуху, в воздушном пространстве;

б) лечу2 - врачевать, помогать.

Значит, эта форма слова получается какая? (Многозначная).

Сычи - птица отряда совиных. В хвойных лесах живёт эта скрытная птица. Тихими ночами кричит эта птица свою унылую, тоскливую песню "дьюу - дьюу". Бывает, как с вечера начнёт, так до утра и кричит.Есть даже такое выражение:

"Сидит как сыч".

- Как вы понимаете его? (ответы детей).

Когда дети будут называть слова, я пишу на доске:

Туча-тучи-тучу

Сычи-сычу-сыча

Прочитать ряд слов.

- Можно каждую группу слов считать родственными?

- Давайте вспомним, по скольким признакам мы можем утверждать, что слова родственные? (По двум: они близки по смыслу и имеют одинаковый корень).

а) Нет ! Это разные формы одного и того же слова!

б) Спросим у гостей, какое нам выбрать слово?

Анализ слова «ладоши»

- Сколько слогов ?

- Назвать 1ый, 2ой.

- Какой слог ударный ?

- назвать 1ый слог, 2ой

- Назовите в слиянии новый звук ( [ч, ] ). Давайте произнесём его все вместе (хором все произносят несколько раз).

- Какой он прежде всего? (Согласный )

- Закроем ушки и произнесем ещё раз(хором все произносят несколько раз).

- Какой ещё этот звук? (Глухой)

- Можно его произнести иначе? (Нет)

- Какой он? (Всегда мягкий)

- А раз это так: имеет значение, какой гласный звук мы произносим за ним? (Никакого)

- Давайте выложим звуковую схему (1 ученик - на доске, все на местах).

- Что скажете о его работе? Прочитаем слово по схеме. (Читает).

- Сколько звуков мы произносим ртом?

- Назовите их (1 человек называет звуки).

- Сколько букв мы бы написали?

- Назовите их (1 человек называет буквы).

- Почему получилось равенство? (Нет «ь» и йотированных гласных)

в) Этот один всегда мягкий согласный звук ….? ( [ ч, ] ) обозначает буква ….? (Чэ).

- Давайте поселим её.

- Где её место? (Непарные глухие согласные звуки)

г) Наша ромашка.

- Давайте прочитаем твердые слияния.(Их нет)

- Почему? (Звук [ ч, ] всегда мягкий)

- Будем читать какие слияния? (Мягкие)

Хором: а - ча, у - чу, ё - чё, е - че, и - чи, о - чо.

- Почему я не показывала другие буквы? (Нет таких слов, чтобы после буквы Ч писались эти буквы)

- Какие знаете правила с новой буквой? (ча -ща, чу-щу…)

Показ карточек ЧА - ЧУ.

- Они будут вам помогать грамотно писать !

1.                      Работа с учебником.

Откроем "Азбуку", стр. 100.

а) Названия каких предметов принесли нам новую букву и новый звук?

- Сначала произнесите слова, где звук [ ч, ] первый в слове.

(Часы, черешня, черепаха, чемодан, чайник, червяк, черешок, чёлка, черепица - кровельный штучный материал, изготовленный из глины специальным образом (сушкой, обжигом).

- А в середине слова?

(Курочка, яички, яичница, очки, коричневый, пчела, девочка, качели, ручка (у чайника), ручка (у девочки), цепочки (на качелях), крышечка (на чайнике), лапочки, листочки, веточки, стрелочки, времечко, улочки.

- На что обратили внимание? (В очень многих словах буква Ч в середине придаёт слову уменьшительно-ласкательный характер: рука - ручка)

- А в конце слова?

б) Чтение.

стр. 101. стихотворение "Часы" (1 человек)

- Что было странно мальчишкам?

- Кого напоминают часы в этом стихотворении? (Живое существо)

Двое читают - по ролям 4 человека.

- Сколько человек будут читать?

стр. 103. стихотворение "Приятная весть" – 1 человек.

Правда, приятная весть? Почему? Посмотрите внимательно, как автор показывает нам, что это, действительно, здорово уметь самому определять время? (слово САМ написано другим шрифтом)

- Как вы думаете,  как надо читать это стихотворение: тихо - грустно, громко - весело? Почему? (Ни одного предложения с (.) в конце, ни одной повествовательной интонации, только восклицательная и вопросительная)

- Прочитайте про себя.

Выразительное чтение - 2 человека.

- Сегодня мы начали разговор о часах, а завтра обязательно поговорим о том, что такое время, как к нему надо относиться.

1.                      Работа с приложением к учебнику.- А теперь немного математики. Удивлены? Как называются компоненты действия сложения? (1ое слагаемое, 2ое слагаемое, сумма)

-  Давайте прочитаем,

        - чему = 1ое слагаемое (часть - ь = част)

- чему = 2ое слагаемое? (ушко - О + А = ушка)

- чему = значение суммы?

(Частушка)

ЧАСТЬ - Ь + УШКО - О + А =?

- Что это такое, "частушка"?

Частушка: короткая (обычно из 4 строк) рифмованная песенка, исполняется в быстром темпе, преимущественно любовного, нередко общественного содержания.

"Я читаю !" - стр. 25

В частушках определенный ритм (включаю музыку).

- Давайте попробуем прохлопать и показать ритм частушки.

Та-та-та-та

- Давайте споём! Кто со мной? (Все вместе, а я с 1 человеком пою по куплету).

- Кто-нибудь знает частушки?

"Я читаю!» - стр. 34. (Читаем и подробно разбираем.)

 И г р а е м ! (В конце я читаю "Чепуху" с каждого ряда)

- Понравилось?

Подведение итогов.

- Большое спасибо Вам за нашу совместную работу.

- Что больше всего понравилось?

- Чей ответ удивил вас?