ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«КРАСНОЯРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им.В.П.АСТАФЬЕВА»

Кафедра  современных технологий обучения

Комплект учебно-методических материалов

к учебному модулю: «Основы проектирования урока химии с использованием ЦОР при изучении базовых химических законов и теорий: учения о периодичности, теории электролитической диссоциации, учения о скорости химической реакции и химическом равновесии, теории химической связи»  

ОПД.Ф.04 «Теория и методика обучения химии»

 

УТВЕРЖДАЮ

Ректор ___________________

"____"______________200_г.

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 

по модулю «Основы проектирования урока химии с использованием ЦОР при изучении базовых химических законов и теорий: учения о периодичности, теории электролитической диссоциации, учения о скорости химической реакции и химическом равновесии, теории химической

связи»   

ОПД.Ф.04 «Теория и методика обучения химии»

Специальность 032300.00   Химия с дополнительной специальностью  

                                (код ОКСО)                                                                 (наименование)

                            Квалификация  Учитель химии

Факультет  естествознания

Курс обучения                                        __4____/_______/________

Семестр                                                      __2____/_______/________

 

Всего часов по учебному плану:                             ___24____

В том числе по формам обучения:             очная / очно-заочная /заочная

            - лекции                                          __4_____/____________/_______

- практикум                                  __8____/____________/_______

                        - самостоятельная работа       __12____/____________/_______

Формы итогового контроля знаний:

- зачет                                         _2__сем./ ____сем./ ____сем.

- экзамен                                        __сем./ ____сем./ ____сем.

Красноярск

2007


Содержание

 

1. Общие положения.

2. Требования к уровню освоения учебного модуля.

3. Требования к обязательному объему учебных часов, отведенных на изучение модуля.

4. Требования к обязательному уровню подготовки по дисциплине:

4.1. Лекционные занятия

4.2. Практикум

4.3. Самостоятельная работа

5. Требования к обязательному минимуму содержания программы.

6. Литература основная и дополнительная.

7. Перечень учебных наглядных пособий и ЦОР.

8. Требования к уровню освоения.

9. Рекомендации по использованию информационных технологий и других инновационных методов обучения.

 

1. Общие положения

Из результатов многочисленных опросов и анкетирования учащихся следует неутешительный вывод – современный ученик относит химию как учебный предмет к наиболее нелюбимым предметам (наряду с физикой). Причины такого положения дел широко обсуждаются на страницах периодической печати, в монографиях, диссертационных исследованиях и т.д. В числе наиболее весомых причин называют низкую мотивацию к изучению естественнонаучных дисциплин в целом, сокращение времени, выделяемого на изучение химии при неизменившемся объеме материала, подлежащего изучению, перенесение изучения базовых химических теорий, концепций, законов  на начальным этап обучения химии без учета реальных учебных возможностей учащихся.   Все это обусловливает необходимость внедрения в процесс обучения химии инновационных технологий, и в частности ИКТ, с целью оптимизации процесса освоения учащимися основ химии. 

Цель освоения данного модуля студентами педагогических вузов заключается в содействии становлению их профессионально-педагогической компетентности, проявляющейся в умениях организации изучения базовых химических теорий и законов на основе интеграции того лучшего, что разработано в традиционной методике, и информационно-коммуникационных технологий.

В соответствии с целью задачами освоения модуля студентами являются:

Профессиональные задачи, соответствующие уровню ключевых компетентностей:

- развитие элементов информационной компетентности, проявляющейся в умениях эффективного поиска, анализа и автоматизированной обработки информации из различных источников, в том числе сети Internet; в умениях представления результата в виде компьютерной презентации.

Профессиональные задачи, соответствующие уровню базовых компетентностей:

- развитие элементов инновационной компетентности, проявляющейся в умении использовать в будущей профессиональной деятельности ИКТ с целью повышения эффективности обучения;

- развитие элементов информационной компетентности, проявляющейся  в умении поиска, анализа и отбора ЦОР по химии;

- инициирование самообразовательной деятельности студентов в освоении инновационных подходов к обучению химии в школе.  

Профессиональные задачи, соответствующие уровню специальных компетентностей:

- актуализация и систематизация знаний и умений студентов, полученных в  курсах общей и неорганической химии, теории и методики обучения химии, необходимых для решения методических задач организации изучения базовых химических теорий на основе интеграции традиционного обучения и ИКТ;

- формирование системы знаний о значении и возможностях ЦОР при организации изучения базовых химических теорий в будущей профессиональной деятельности учителя химии;

- развитие умений оценки дидактических качеств ЦОР на примере ЦОР по базовым химическим теориям;

- формирование умений построения уроков по базовым химическим теориям с использованием ЦОР;

- мотивация научно-методической деятельности студентов по исследованию целесообразности использования ЦОР, имеющихся на рынке программного продукта, для организации изучения базовых химических теорий.

Инновационность модуля проявляется в формировании целей обучения в контексте компетентностного подхода, в использовании в организации его освоения студентами модернизированных организационных форм обучения (компьютеризированная лекция, компьютеризированные практические занятия), таких инновационных методов контроля и оценивания как компьютерное тестирование, защита электронных презентаций методических рекомендаций к урокам.

 

2. Требования к уровню освоения учебного модуля/курса

- Актуализация знаний базовых химических теорий и методик их преподавания в школе;

- знание возможностей ИКТ в оптимизации процесса освоения учащимися  базовых химических теорий и законов;  

- сформированность умений дидактической оценки   ЦОР по базовым химических теориям и законам;

- сформированность умений проектирования урока по базовым химическим теориям и законам на основе ЦОР, в том числе из сети Internet.

 

3. Требования к обязательному объему учебных часов на изучение учебного модуля

Вид учебной

деятельности

Всего

часов

Распределение часов по формам обучения

очная

очно-заочная

заочная

в семестр[1]

в неделю

в год

В год

Лекции

4

4

 

 

 

Практические занятия

8

8

 

 

 

Самостоятельная работа

12

12

 

 

 

В контексте кредитно-модульной структуры обучения целесообразно включение содержания модуля в содержание модуля «Изучение важнейших теоретических концепций курса химии средней школы» дисциплины «Теория и методика обучения химии».

 

4. Требования к обязательному уровню и объему подготовки по учебному модулю

         4.1. Лекционные занятия

№ п/п

Тема лекции

Объем в часах по формам обучения

очная

очно-заочная

заочная

1.

Инновационные педагогические технологии как важнейший фактор модернизации обучения химии

2

 

 

2.

ИКТ в решении проблем обучения химии

2

 

 

 

Всего

4

 

 

 

         4.2. Практикум

4.2.1. Практические занятия

№ п/п

Наименование занятия

Номер

 темы лекции

Объем в часах по формам обучения

очная

очно-заочная

заочная

1.

Анализ дидактических качеств ЦОР по базовым химическим теориям и законам

2

2

 

 

2.

Проектирование различных этапов урока по базовым химическим теориям и законам на основе ЦОР и методов проблемного обучения

1

2

 

 

3.

Возможности интерактивной доски при организации изучения базовых химических теорий и законов.

 

2

 

 

4.

Защита портфолио

 

2

 

 

 

Всего

 

8

 

 

 

4.2.2. Самостоятельная работа

Темы для анализа дисков (ИИСС), набора элементарных и базовых ЦОР, методических рекомендаций к урокам на их основе, представленных в разработках НФПК, а также ЦОР сети Internet:

«Периодический закон и Периодическая система элементов Д.И.Менделеева, 8 класс»;

«Теория химической связи»;

«Теория электролитической диссоциации»;

«Учение о скорости химической реакции с использованием ЦОР»;

«Химическое равновесие»;

«Организация актуализации и углубления знаний и умений по теме «Периодический закон и Периодическая система элементов Д.И.Менделеева» с использованием с использованием ЦОР в 11 классе»;

«Организация актуализации и углубления знаний и умений по теории электролитической диссоциации в 11 классе при подготовке к ЕГЭ с применением ЦОР»;

«Организация актуализации и углубления знаний и умений по современной теории химической связи в 11 классе при подготовке к ЕГЭ с применением ЦОР»;

«Организация актуализации и углубления знаний и умений по теме «Учение о скорости химической реакции» в 11 классе при подготовке к ЕГЭ с применением ЦОР»;

«Организация актуализации и углубления знаний и умений по теме «Учение о химическом равновесии» в 11 классе при подготовке к ЕГЭ с применением ЦОР».

5. Требования к обязательному минимуму содержания программы

Содержание лекционного материала

Лекция №1. Тема: Инновационные педагогические технологии как важнейший фактор модернизации обучения химии

Актуализируются знания студентов об особенностях традиционной классно-урочной системы обучения, ее недостатках и положительных сторонах.

Обсуждаются проблемы, связанные с обучением химии в школе в рамках традиционного обучения, а именно: низкая мотивация к изучению химии у учащихся; временной цейтнот, недостаточное комплектование школьных химических кабинетов реагентами и оборудованием для проведения лабораторных работ и обусловленное ими повсеместное обеднение химического эксперимента при обучении химии в школе; перенесение изучения базовых химических теорий на начальный этап обучения.

В контексте указанных проблем анализируются возможности инновационных технологий для их решения. Формируется понятийный аппарат, связанный с инновационными технологиями обучения: понятие, классификация и др.

Формируется понятийный аппарат, связанный с образовательными ИКТ: «информационно-коммуникационные технологии», «цифровые образовательные ресурсы (ЦОР»; классификация ЦОР.

Лекция № 2. Тема: Информационно-коммуникационные технологии в решении проблем обучения химии

Обсуждаются дидактические принципы обучения с использованием ИКТ.

Обсуждаются основные подходы к проектированию уроков химии с использованием ИКТ, критерии оценки дидактических качеств ЦОР.

  

6. Литература (основная и дополнительная)

         6.1. Основная.

1. Чернобельская Г.М. Методика обучения химии в средней школе: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. 336 с.

2. Ахметов Н.С. Общая и органическая химия. Учеб. для вузов. – 3-е изд. – М:Высш.шк., 1998. – 743 с.                    

3. Габриелян О.С. Химия. 9 класс: Учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Дрофа, 2004. – 208 с.

4. Оржековский П.А., Мещерякова Л.М., Понтак Л.С. «Химия. 9 класс» Учебник для общеобразовательных учебных заведений. – М.: Астрель, 2005. – 174 с.

5. Гузей Л. С. И др. Химия: 8 класс: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. – М.: Дрофа, 1995. – 304с

6. Габриелян О. С. Химия. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / О. С. Габриелян. – 10-е издание, перераб. – М.: Дрофа, 2005. – 266с.

7. Габриелян О.С. Химия. 11 класс Учеб. для общеобразоват. учреждений, М.: Дрофа, 2005. – 362 с.

8. Безрукова Н.П., Реди Е.В., Изместьева Н.Д. Рекомендации по изучению отдельных тем школьного курса химии с использованием компьютерных технологий. Методическая разработка, Красноярск: РИО КГПУ, 2003. - 40 с.

9.     Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие – М.: Народное образование, 1998. – 256с.

 

         6.2. Дополнительная.

1.           Зайцев О.С. Методика обучения химии: Теоретический и прикладной аспекты: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений.- М.:Гумани. изд. центр ВЛАДОС, 1999.- 384 c.

2.     Педагогические технологии. Под ред. В.С, Кукушкина. Учебное пособие для студентов педагогических специальностей – Ростов/нД.: Изд. центр Март, 2002 – 380с.

3.     Титова И.М. Обучение химии. Психолого-методический подход. Монография – СПб.: КАРО, 2002. – 204с.

4. Безрукова Н.П. Теория и практика модернизации обучения аналитической химии в педагогическом вузе: Монография. - Красноярск: РИО КГПУ, 2004. – 196 с.

5. Книга для чтения по неорганической химии. Книга для учащихся в двух частях. М.: Просвещение. 1993

6. А.Д. Зимон. Занимательная физическая химия. М.: Изд-во «ВЛАДМО». 1998;

7. Б.Д. Степин, Л.Ю. Аликберова. Книга по химии для домашнего чтения. М. Химия. 1995;

8. И.А. Леенсон. Почему и как идут химические реакции. М.: МИРОС. 1995;

9. И.А. Леенсон. Занимательная химия. М.: РОСМЭН. 1999;

10. Г.Е. Заиков, В.А. Крицман. Химическая кинетика. Становление и развитие. М.: Знание. 1980;

11. К.В. Овчинников, И.Н. Семенов, Р.В. Богданов. От атома к молекуле. Л.: Химия. 1973

 

7. Перечень учебных наглядных пособий и ЦОР

№ п/п

Наглядное

пособие

Вид наглядного пособия (рисунок, схема, карта, видеофильм и т. д.)

Носитель информации (электронный, бумажный и т. д.)

1

Информационные технологии в решение проблем обучения химии в школе

Мультимедийная программа для поддержки лекции

Электронный

2

Урок по химии на основе ИИСС

видеофильм

Электронный

 

Используемые ЦОР

1

Библиотека электронных наглядных пособий «Химия 8-11 классы»

ООО «Кирилл и Мефодий»,

2

Электронное издание по дисциплине «Химия» для подготовки к ЕГЭ

ООО "Физикон"

3

Интегрированное межпредметное электронное издание по естественно-научному циклу (биология, химия, экология)

ООО "Физикон"

4

Электронное издание «Химия, 8-11 класс. Виртуальная лаборатория»

МарГТУ

5

Открытая Химия 2.6

ООО «Физикон»

6.

Система организации и поддержки образовательного процесса (Разработка проекта ИСО)

ЗАО «1С»

7.

Набор ЦОР к учебно-методическому комплексу Габриеляна О.С., 8-11 класс (Разработка проекта ИСО)

ООО «ДРОФА»

8.

Набор ЦОР к учебнику «Химия» для 8-9-классов Р.Г. Ивановой (Разработка проекта ИСО)

ЗАО «Просвещение-МЕДИА»

 

Список ЦОР:

Периодическая таблица Д.И.Менделеева  Иванова Р.Г. Организация: ЗАО «Просвещение-МЕДИА» 7AD8F67D-FCF5-453B-90CA-EA00ABA00F3F

Планетарная модель атома Видео в формате AVI  Иванова Р.Г.  Организация: ЗАО «Просвещение-МЕДИА» FBA5CC01-2187-4FD6-B2D7-66AE7D5CA58D

Механизм электролитической диссоциации Габриелян 8 класс 617FDBC1-8CFF-11DB-B606-0800200C9A66

Уравнения диссоциации электролитов Габриелян 8 класс 617FDBC4-8CFF-11DB-B606-0800200C9A66ъ

Изучение электрической проводимости веществ   Иванова Р.Г.  Организация: ЗАО «Просвещение-МЕДИА»  FFC8E28E-DBAE-4EC6-B8B1-3C3BB3F1C245

Электролиты и неэлектролиты  Демонстрация озвученного определения  Иванова Р.Г.   Организация: ЗАО «Просвещение-МЕДИА» 4D44D2AC-8739-4B11-BA72-DCA33F884FCC

Электролиты и неэлектролиты  Демонстрация обобщающей информации об электролитах и неэлектролитах   Иванова Р.Г. Организация: ЗАО «Просвещение-МЕДИА» 6F860B58-A5FE-4B23-B501-86405F3C40A4

Диссоциация соляной кислоты Демонстрация механизма диссоциации соляной кислоты Иванова Р.Г.  Организация: ЗАО «Просвещение-МЕДИА» F694D4F3-EE30-45D8-AD2E-6D7B6EBFB187

Растворение солей Демонстрация механизма диссоциации солей   Иванова Р.Г.  Организация: ЗАО «Просвещение-МЕДИА» B89E7395-EFC8-4588-B6BB-C556CEDE2CCB

Электролитическая диссоциация  Демонстрация озвученного определения Иванова Р.Г.   Организация: ЗАО «Просвещение-МЕДИА» 3F014D3E-609D-4E72-8E51-BCD99AB48CD8

Изучение различий в проводимости Демонстрация эксперимента по наблюдению различий в проводимости соляной и уксусной кислот Иванова Р.Г.  Организация: ЗАО «Просвещение-МЕДИА» 62238269-CF1D-43F7-9454-E661213A228F

Сильные и слабые электролиты Демонстрация озвученного определения   Иванова Р.Г. Организация: ЗАО «Просвещение-МЕДИА» 96C789F4-978A-4BAA-B70A-4B1DD4A432D7

Степень диссоциации Демонстрация озвученного определения Иванова Р.Г.  Организация: ЗАО «Просвещение-МЕДИА» 5AD01882-116F-425A-B33B-80A7E74F075F

Тест  Задания для контроля и самопроверки Иванова Р.Г. Организация: ЗАО «Просвещение-МЕДИА» 76372EC8-9181-4C2E-B980-EF82D1856BFB

Диссоциация гидроксида натрия Демонстрация механизма диссоциации гидроксида натрия Иванова Р.Г. Организация: ЗАО «Просвещение-МЕДИА» 1E0BD0BB-4089-4560-BB6B-3328114F7F22

Кислоты  Демонстрация озвученного определения  Иванова Р.Г. Организация: ЗАО «Просвещение-МЕДИА» DA6B45EB-973A-44CE-8E5F-189C8F3FB9F5

Основания Демонстрация озвученного определения Иванова Р.Г.  Организация: ЗАО «Просвещение-МЕДИА» C1C7D426-EDF2-4A7C-9826-64AAA7D45AFE

Стадии диссоциации серной кислоты Демонстрация стадий диссоциации серной кислоты в виде интерактивной схемы Иванова Р.Г. Организация: ЗАО «Просвещение-МЕДИА» 9B4D5AE1-2A08-4FA5-8BF0-04DAA09C3A58

Тест  Задания для контроля и самопроверки по теме «Электролитическая диссоциация оснований» Иванова Р.Г. Организация: ЗАО «Просвещение-МЕДИА» 2DBD3BA2-1D90-422A-8B42-3E3458906FD2

Тест  Задания для контроля и самопроверки по теме «Электролитическая диссоциация кислот» Иванова Р.Г.  Организация: ЗАО «Просвещение-МЕДИА» AEB18A65-2E33-4285-987B-B3C853F2882E

Скорость химических реакций в окружающем мире Демонстрация слайд-шоу, иллюстрирующего различную скорость протекания химических реакций в окружающем мире Иванова Р.Г. Организация: ЗАО «Просвещение-МЕДИА» B3598A41-F6F7-4BD9-9FAF-068F9740DFE5

Тест Задания для контроля и самопроверки на скорость химических реакций Иванова Р.Г.   Организация: ЗАО «Просвещение-МЕДИА» 00E0ADF8-35E6-4B1A-AE0A-437341E187F6

Скорость химической реакции  Демонстрация определения и формулы вычисления  Иванова Р.Г. Организация: ЗАО «Просвещение-МЕДИА» 920208D4-E9DC-4F50-AA70-32D0BA355657

Зависимость скорости химической реакции от концентрации реагентов Демонстрация обобщающей информации Иванова Р.Г. Организация: ЗАО «Просвещение-МЕДИА» A322C6CC-7B58-43F3-B8D3-E425B24C09EA

Зависимость скорости химической реакции от природы веществ Демонстрация обобщающей информации Иванова Р.Г.   Организация: ЗАО «Просвещение-МЕДИА»  235CCA77-A778-469F-AA45-1C4B69D0CB6D

Катализатор Демонстрация определения и примеры катализаторов  Иванова Р.Г. Организация: ЗАО «Просвещение-МЕДИА» D6FCD620-600C-4C54-A63B-ACDED33F2863

Тест Задания для контроля и самопроверки по факторам, влияющим на скорость химических реакций Иванова Р.Г.  Организация: ЗАО «Просвещение-МЕДИА» DF802B30-DE5F-4E0E-BAAB-D5ECE1BEC5B5

Факторы, влияющие на скорость химических реакций Демонстрация обобщающей информации по факторам, влияющим на скорость химических реакций   Иванова Р.Г.  Организация: ЗАО «Просвещение-МЕДИА» 823C03B0-A2A1-4E0A-857F-B0661D8A1A51

Неполярная ковалентная связь Демонстрация озвученного определения Иванова Р.Г.   Организация: ЗАО «Просвещение-МЕДИА» EBFB9CFB-BBB9-4207-8787-00325D658EF4

Полярная ковалентная связь Демонстрация озвученного определения Иванова Р.Г. Организация: ЗАО «Просвещение-МЕДИА» F6B939C5-4C56-4939-9615-0D90356BFC03

8. Формы текущего, промежуточного и итогового контроля

Компьютерное тестирование.

Защита портфолио.  

9. Рекомендации по использованию информационных технологий и инновационных методов в образовательном процессе

На основе разработанных учебно-методических материалов ИКТ в  организации изучения модуля целесообразно использовать на всех стадиях обучения: при изложении материала на лекции, при организации практических занятий, в рамках самостоятельной работы, а также для реализации самоконтроля и контроля сформированности знаний, умений, элементов профессионально-педагогической компетентности.

Характерной особенностью методики преподавания модуля является направленность на усиление информационно-деятельностного аспекта обучения.  

Рабочая программа разработана на основании требований ГОС ВПО и учебного плана специальности 032300.00 «Химия с дополнительной специальностью», квалификация  «Учитель химии»

 

Рабочая программа рассмотрена на заседании кафедры

современных технологий обучения

и утверждена на 2007/2008 учебный год.

Протокол №  4/2 от « 3»_октября 2007 г.

 

Заведующий кафедрой _________________             Андюсев Б. Е.

подпись                                фамилия, инициалы


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«КРАСНОЯРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им.В.П.АСТАФЬЕВА»

 

Кафедра современных технологий обучения

 

 

Комплект учебно-методических материалов к учебному модулю: «Основы проектирования урока химии с использованием ЦОР при изучении базовых химических законов и теорий: учения о периодичности, теории электролитической диссоциации, учения о скорости химической реакции и химическом равновесии, теории химической связи»   ПД.Ф.04 «Теория и методика обучения химии»

Специальность       032300.00           Химия с дополнительной специальностью 

                                (код ОКСО)                              (наименование)

                            Квалификация  Учитель химии

 

ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Название

Автор

Вид издания (учебник, учебное

пособие)

Место издания, издательство, год издания, кол-во страниц

Основная литература

1. Методика обучения химии в школе

Г.М.Чернобельская

Учебник для вузов

М.:Гуманит. изд.центр ВЛАДОС, 2000.-

336 с.

2. Общая и органическая химия

Ахметов Н.С.

Учебник для вузов

М:Высш.шк., 1998. – 743 с.

3. Химия. 8 класс

Габриелян О.С.

Учеб. для общеобразоват. учреждений

М.: Дрофа, 2004. – 208 с.

4. Химия.  9 класс

Габриелян О.С.

Учеб. для общеобразоват. учреждений

М.: Дрофа, 2004. – 224 с.

6. Химия. 11 класс

Габриелян О.С.

Учеб. для общеобразоват. учреждений

М.: Дрофа, 2005. – 362 с.

7. Рекомендации по изучению отдельных тем школьного курса химии с использованием компьютерных технологий

Безрукова Н.П., Реди Е.В., Изместьева Н.Д.

Методическая разработка

Красноярск: РИО КГПУ, 2003. - 40 с.

8. Химия. 8 класс

Гузей Л.С.

Учеб. для общеобразоват. учреждений

М.: Дрофа, 1995. – 304 с.

9. Современные образовательные технологии

Селевко Г.К.

Учеб. пособие

М.: Народное образование, 1998.- 256 с.

Дополнительная литература

1.Методика обучения химии

О.С.Зайцев

Учебник для вузов

М.:Гуманит. изд.центр ВЛАДОС, 1999.-

384 с.

2. Педагогические технологии

Под общ. ред. В.С.Кукушкина

Учебное пособие для студ. пед. специальностей

Ростов/нД: Изд. центр Март, 2002.-320 с

3. Обучение химии. Психолого-методический подход

Титова И.М.

Монография

СПб.:КАРО, 2002.-204 с.

4. Теория и практика модернизации обучения аналитической химии в педагогическом вузе

Безрукова Н.П.

Монография

Красноярск: РИО КГПУ, 2004. – 196 с.

5. Занимательная физическая химия

А.Д. Зимон

Учебное пособие

М.: Изд-во «ВЛАДМО». 1998

6. Книга по химии для домашнего чтения

Б.Д. Степин, Л.Ю. Аликберова

Книга для чтения

М. Химия. 1995

7. Почему и как идут химические реакции

И.А. Леенсон

Книга для чтения

М.: МИРОС. 1995

8. Занимательная химия

И.А. Леенсон

Книга для чтения

М.: РОСМЭН. 1999

9. Химическая кинетика. Становление и развитие

Г.Е. Заиков, В.А. Крицман

Учебное пособие

М.: Знание. 1980

10. От атома к молекуле

К.В. Овчинников, И.Н. Семенов, Р.В. Богданов

Учебное пособие

Л.: Химия. 1973

Электронные варианты некоторых из данных изданий доступны на Web-сайтах и крупных порталах  глобальной сети Internet, например, на сервере «Наука и техника» (www.n-t.ru).