ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«КРАСНОЯРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им.В.П.АСТАФЬЕВА»

 

Кафедра современных технологий обучения

 

 

 

 

Комплект учебно-методических материалов к учебному модулю «Основы проектирования урока химии с использованием ЦОР при изучении базовых химических законов и теорий: учения о периодичности, теории электролитической диссоциации, учения о скорости химической реакции и химическом равновесии, теории химической связи»   ОПД.Ф.04 «Теория и методика обучения химии»

 

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ

 

Специальность    032300.00         Химия с дополнительной специальностью 

                             (код ОКСО)                          (наименование)

                           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Красноярск

2007


ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 1

Тема: Анализ дидактических качеств ЦОР по базовым химическим

теориям и законам.

(наименование темы)

Продолжительность _2_ часа

1. Учебная и воспитательная цель.

Развитие умений использования ЦОР как источника информации, соответствующих ключевому уровню профессионально-педагогической компетентности.

Развитие умений использования сети Internet как источника информации, соответствующих ключевому уровню профессионально-педагогической компетентности.

Начальный этап формирования умений оценки дидактических качеств ЦОР по химии, соответствующих базовому уровню профессионально-педагогической компетентности.

2. Краткие теоретические, справочно-информационные и т.п. материалы по теме занятия.

3. Перечень (образцы) раздаточного материала, используемого на занятии.

Критерии оценивания дидактических качеств ЦОР (см. материал лекции №2).

4. Перечень и краткое описание технических (программных) средств, необходимых для проведения занятий.

Наименование

Назначение

Характеристики

Примечание

1. Тест для входного контроля

Актуализация знаний

Тест создан в ToolBook Instructor

Тест включает 20 задание

2. Библиотека электронных наглядных пособий «Химия 8-11 классы»

Развитие умений оценки дидактических качеств ЦОР

ООО «Кирилл и Мефодий»

 

3. Электронное издание по дисциплине «Химия» для подготовки к ЕГЭ

ООО "Физикон"

 

4. Интегрированное межпредметное электронное издание по естественно-научному циклу (биология, химия, экология)

ООО "Физикон"

 

5. Открытая Химия 2.5

ООО «Физикон»

 

6. Система организации и поддержки образовательного процесса (Разработка проекта ИСО)

ЗАО «1С»

 

7. Набор ЦОР к учебно-методическому комплексу Габриеляна О.С., 8-11 класс (Разработка проекта ИСО)

ООО «ДРОФА»

 

8. Набор ЦОР к учебнику «Химия» для 8-9-классов Р.Г. Ивановой  (Разработка проекта ИСО)

Просвещение - медиа

 

 

5. Рекомендации студентам по подготовке к занятию с указанием информационных источников.

Студенты готовятся к самоконтролю на основе компьютерного теста входного контроля, связанного с базовыми химическими теориями и законами и методиками организации их изучения в рамках традиционного обучения, используя основную и дополнительную литературу к модулю, выбирают тему, в контексте которой они будут проводить оценку ЦОР.

6. Компьютерный тест входного контроля

«Базовые химические теории и законы»

7. Рекомендации для преподавателей по проведению занятия

Начальный этап занятия – компьютерное тестирование – занимает 10-15 минут. Поскольку в компьютерном тесте предусмотрен вывод на экран объяснений в случае выбора или ввода студентом неверного ответа, он несет элементы обучения. По окончании тестирования необходимо проанализировать его результаты и рекомендовать студентам обратить внимание на те теории, закономерности, концепции, задания по которым вызвали у них затруднения.

Для мотивации студентов к активным разработкам преподаватель объясняет важность планируемых разработок для будущей педагогической деятельности студентов.

Далее преподаватель, используя видеопроектор, знакомит студентов с «Системой организации и поддержки образовательного процесса» (Разработка проекта ИСО) – меню программы, приемы поиска, просмотра и отбора ЦОР. Целесообразно выделить 10-15 минут на закрепление умений работы с программой.

Далее необходимо познакомить студентов с особенностями запуска и работы с ИИСС, представленных на дисках (см. перечень и краткое техническое описание программных средств).

Затем целесообразно актуализировать умения студентов, связанные с поиском информации в сети Интернет (работа с поисковыми системами и тематическими каталогами), предлагает список сайтов, содержащих ЦОР по химии.

Примерный список сайтов см. Razdatochniy material

В соответствии с выбранной темой для разработки студенты делятся на группы по 3 человека. Предполагается, что студенты будут работать в мини-группах в данном составе до окончания курса. В каждой мини-группе выбирается «специалист по ЦОР сети Интернет», «специалист по наборам ЦОР к учебникам», «специалист по ИИСС, представленных на дисках», которым предлагается найти и проанализировать ЦОР по выбранной теме в соответствующих источниках информации, используя бланки с критериями их оценки (см. Razdatochniy material).

Перед тем как приступить к анализу ЦОР целесообразно обсудить со студентами в режиме полилога критерии оценки дидактических качеств ЦОР. Студенты в праве добавить, либо убрать какой-либо критерий, предварительно достаточно полно обосновав своё решение.

Студенты приступают к анализу ЦОР. Каждый член группы анализирует ЦОР из своего источника.

На завершающем этапе занятия студентам предлагается закончить анализ ЦОР и предлагается подготовить отчет о проведенном анализе в электронном виде в рамках самостоятельной работы. Подготовленный отчет станет первым компонентом портфолио.

 


ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 2

Тема: Проектирование различных этапов урока по базовым химическим теориям и законам на основе ЦОР и методов проблемного обучения

 (наименование темы)

Продолжительность _2_ часа

1. Учебная и воспитательная цель.

Развитие умений использования ЦОР как источника информации, соответствующих ключевому уровню профессионально-педагогической компетентности.

Развитие умений оценки дидактических качеств ЦОР по химии, соответствующих базовому уровню профессионально-педагогической компетентности.

Начальный этап формирования умений проектирования уроков по базовым химическим теориям и законам на основе информационно-коммуникационных технологий, соответствующих специальному уровню профессионально-педагогической компетентности

2. Перечень (образцы) раздаточного материала, используемого на занятии.

Критерии оценки дидактических качеств ЦОР. (смотри материалы к лекции)

3. Перечень и краткое описание технических (программных) средств, необходимых для проведения занятий.

Наименование

Назначение

Характеристики

Примечание

1. Библиотека электронных наглядных пособий «Химия 8-11 классы»

Развитие умений оценки дидактических качеств ЦОР

ООО «Кирилл и Мефодий»

 

2. Электронное издание по дисциплине «Химия» для подготовки к единому государственной экзамену (ЕГЭ)

ООО "Физикон"

 

3. Интегрированное межпредметное электронное издание по естественно-научному циклу (биология, химия, экология)

ООО "Физикон"

 

4. Открытая Химия 2.5

ООО «Физикон»

 

5. Система организации и поддержки образовательного процесса (Разработка проекта ИСО)

ЗАО «1С»

 

6. Набор цифровых образовательных ресурсов к учебно-методическому комплексу Габриеляна О.С., 8-11 класс (Разработка проекта ИСО)

ООО «ДРОФА»

 

7. Набор цифровых образовательных ресурсов к учебнику «Химия» для 8-9-классов Р.Г. Ивановой (Разработка проекта ИСО)

Просвещение - Медиа

 

4. Рекомендации студентам по подготовке к занятию с указанием информационных источников.

Студенты подготавливают отчет о проведенном анализе ЦОР, подготавливаются к обсуждению результатов.

5. Рекомендации для преподавателей по проведению занятия

На начальном этапе занятия (15 минут) студенты в мини-группах обсуждают индивидуальные отчеты по анализу ЦОР. Задача студентов на основе проведенного анализа выбрать лучшие ЦОР для будущих разработок.

Далее преподаватель демонстрирует методические рекомендации к уроку «Электролитическая диссоциация» на основе ЦОР (см. Razdatochniy material).

Далее целесообразно обсудить со студентами в режиме полилога данные методические рекомендации. Особое внимание следует уделить обсуждению разноуровневых заданий и проблемному вопросу на этапе мотивации, а также особенностям организации этапов урока с использованием ЦОР. Целесообразно уделить обсуждению достаточно много времени, так как студенты ещё только начинают формировать умения проектирования уроков на основе ЦОР. Оценить разноуровневые задания целесообразно согласно критериям оценки разноуровневых заданий (см. Razdatochniy material).

На завершающем этапе занятия преподаватель дает задание студентам выбрать из отобранных ЦОР те, которые можно использовать на этапе мотивации, операционно-исполнительском, рефлексивно-оценочном этапе. Работа по отбору ЦОР проводится студентами в составе прежних мини-групп. Теперь каждый член группы работает над разработкой своего этапа урока. Выбирается «специалист по этапу мотивации», «специалист по операционно-исполнительскому этапу», «специалист по рефлексивно-оценочному этапу».

Также студентам необходимо разработать собственные разноуровневые задания к своему этапу урока по выбранной теме.

В качестве домашнего задания, студентам предлагается закончить разработку этапов урока на основе ЦОР, а также разноуровневые задания. Разработанные этапы урока, а также разноуровневые задания к их изучению являются вторым компонентом портфолио.


ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 3

Тема: Возможности интерактивной доски при организации изучения базовых химических теорий и законов.

(наименование темы)

Продолжительность _2_ часа

1. Учебная и воспитательная цель.

Формирование умений работы с интерактивной доской, умений использования интерактивной доски при организации изучения базовых химических теорий и законов, соответствующих специальному уровню профессионально-педагогической компетентности.

Продолжение формирования умений проектирования уроков по базовым химическим теориям и законам на основе информационно-коммуникационных технологий, соответствующих специальному уровню профессионально-педагогической компетентности

2.                Перечень (образцы) раздаточного материала, используемого на занятии.

Критерии оценки разноуровневых заданий (см. Razdatochniy material).

3.                Перечень и краткое описание технических (программных) средств, необходимых для проведения занятий.

Интерактивная доска,

Наименование

Назначение

Характеристики

Примечание

1. Библиотека электронных наглядных пособий «Химия 8-11 классы»

Развитие умений оценки дидактических качеств ЦОР

ООО «Кирилл и Мефодий»

 

2. Электронное издание по дисциплине «Химия» для подготовки к единому государственной экзамену (ЕГЭ)

ООО "Физикон"

 

3. Интегрированное межпредметное электронное издание по естественно-научному циклу (биология, химия, экология)

ООО "Физикон"

 

4. Открытая Химия 2.5

ООО «Физикон»

 

5. Система организации и поддержки образовательного процесса (Разработка проекта ИСО)

ЗАО «1С»

 

6. Набор цифровых образовательных ресурсов к учебно-методическому комплексу Габриеляна О.С., 8-11 класс (Разработка проекта ИСО)

ООО «ДРОФА»

 

7. Набор цифровых образовательных ресурсов к учебнику «Химия» для 8-9-классов Р.Г. Ивановой (Разработка проекта ИСО)

Просвещение - медиа

 

4. Рекомендации студентам по подготовке к занятию с указанием информационных источников.

Студенты разрабатывают этапы урока по выбранной теме с использованием ЦОР и разноуровневые задания по её изучению. Подготавливают этапы урока с разноуровневыми заданиями к обсуждению.

5. Рекомендации для преподавателей по проведению занятия

На начальном этапе занятия студенты в мини-группах проводят обсуждение разработанных этапов урока и разноуровневых заданий. Объединяют этапы урока по выбранной теме в единое целое, объединяют разноуровневые задания. При необходимости студенты дорабатывают этапы урока и разноуровневые задания совместно в мини-нруппах

Далее преподаватель рассказывает о принципах работы с интерактивной доской и предлагает посмотреть пример организации работы с ЦОР с использованием интерактивной доски.

В качестве примера можно привести электронную формулу молекулы F2O и в качестве задания предложить показать с помощью электронного пера общие электронные пары, а также показать смещение электронной плотности, показать образование ковалентной полярной связи. (см. Razdatochniy material).

Далее преподаватель дает задание студентам в мини-группах проанализировать ЦОР с точки зрения возможности их использования с интерактивной доской.

На заключительном этапе занятия с целью развития творческого мышления студентам предлагается разработать собственные ЦОР для использования их с интерактивной доской. Средой для создания ЦОР может стать MS WORD.

В качестве домашнего задания студентам предлагается обсудить разработанные ЦОР, включить их в собственный проект урока. Данные ЦОР являются третьим компонентом портфолио. Студенты во внеурочное время оформляют портфолио по проведенной работе, готовятся к его защите.


ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 4

Тема: Защита портфолио

             (наименование темы)

Продолжительность _2_ часа

1. Учебная и воспитательная цель.

Развитие критического мышления, умений защищать свою точку зрения в дискуссии, умений акцептировать позитивные замечания, развитие толерантности, соответствующих ключевому уровню профессионально-педагогической компетентности учителя.

Развитие умения использования портфолио как инновационного метода оценивания, соответствующего базовому уровню профессионально-педагогической компетентности учителя.

Развитие умений оценивания ЦОР, методических рекомендаций к урокам по базовым химическим теориям и законам с использованием ИКТ, умений прогнозирования возможного результата обучения на основе предлагаемых методических рекомендаций, соответствующих специальному уровню профессионально-педагогической компетентности учителя химии.

2. Перечень и краткое описание технических (программных) средств, необходимых для проведения занятий.

Интерактивная доска

Наименование

Назначение

Характеристики

Примечание

1. Зачетный тест

Итоговый

контроль

Тест создан в ToolBook Instructor

Тест включает 20 задание

2. Библиотека электронных наглядных пособий «Химия 8-11 классы»

Демонстрация фрагментов в процессе защиты

ООО «Кирилл и Мефодий»

 

3. Электронное издание по дисциплине «Химия» для подготовки к ЕГЭ

ООО "Физикон"

 

4. Интегрированное межпредметное электронное издание по естественно-научному циклу (биология, химия, экология)

ООО "Физикон"

 

5. Открытая Химия 2.5

ООО «Физикон»

 

6. Система организации и поддержки образовательного процесса (Разработка проекта ИСО)

ЗАО «1С»

 

7. Набор цифровых образовательных ресурсов к учебно-методическому комплексу Габриеляна О.С., 8-11 класс (Разработка проекта ИСО)

ООО «ДРОФА»

 

8. Набор цифровых образовательных ресурсов к учебнику «Химия» для 8-9-классов Р.Г. Ивановой (Разработка проекта ИСО)

Просвещение - медиа

 

3. Перечень (образцы) раздаточного материала, используемого на занятии.

Критерии оценивания презентации портфолио (см. Razdatochniy material).

4. Рекомендации студентам по подготовке к занятию.

Студентам предлагается закончить оформление портфолио, подготовиться к защите, опираясь на критерии его оценивания.

5. Рекомендации для преподавателей по проведению занятия

Перед началом защиты целесообразно обсудить со студентами критерии оценки портфолио (см. Razdatochniy material). По желанию студентов в критерии могут быть внесены изменения, только при том, что данное действие будет достаточно точно обосновано.

Защита проходит в группе. Каждая мини-группа защищает своё групповое портфолио. Задача остальных студентов заключается в выявлении сильных и слабых сторон в работе.

С целью развития критического мышления перед защитой целесообразно назначать (либо выбрать вместе с группой) «черного» и «белого» оппонентов, причем задача первого оппонента – выявление недостатков, второго – выявление достоинств. 

После каждой защиты проходит обсуждение работы, задаются вопросы, высказываются оппоненты. После этого подводится итог, выставляются баллы.

Завершающим этапом обучения является компьютерное тестирование (зачетный тест). Общая оценка деятельности студента складывается из количества баллов, полученных на защите, и результатов компьютерного тестирования. 

 


 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«КРАСНОЯРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им.В.П.АСТАФЬЕВА»

 

 

Кафедра современных технологий обучения

 

 

Комплект учебно-методических материалов к учебному модулю «Основы проектирования урока химии с использованием ЦОР при изучении базовых химических законов и теорий: учения о периодичности, теории электролитической диссоциации, учения о скорости химической реакции и химическом равновесии, теории химической связи» ОПД.Ф.04 «Теория и методика обучения химии»

 

 

 

 

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

К ВЫПОЛНЕНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

 

 

Специальность    032300.00         Химия с дополнительной специальностью 

                             (код ОКСО)                          (наименование)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Красноярск

2007

Выполнение курсовой работы направлено на расширение и углубление знаний, умений как основы компетентностей различного уровня, сформированных в процессе освоения содержания обучения модуля.   

1. Учебные цели и задачи работы  

Содействие становлению профессионально-педагогической компетентности будущего учителя химии в области использования ИКТ в организации изучения базовых химических теорий и законов посредством решения следующих профессиональных задач:

профессиональные задачи, соответствующие уровню ключевых компетентностей:

- развитие элементов инновационной компетентности, проявляющейся в понимании значения и умений применения инноваций в различных сферах жизнедеятельности человеческого сообщества;

профессиональные задачи, соответствующие уровню базовых компетентностей:

- развитие элементов инновационной компетентности посредством продолжения формирования у студентов умений использования в будущей профессиональной деятельности информационно-коммуникационных технологий;

- организация собственной самообразовательной деятельности в освоении инновационных подходов к обучению химии в школе.  

Профессиональные задачи, соответствующие уровню специальных компетентностей:

- систематизация и углубление знаний и умений, полученных в процессе освоения содержания модуля, направленные на повышение эффективности  решения методических задач организации изучения базовых химических теорий и законов на основе интеграции традиционного обучения и ИКТ;

- совершенствование системы знаний о значении и возможностях ЦОР при организации изучения базовых химических теорий и законов в будущей профессиональной деятельности учителя химии;

- дальнейшее развитие умений оценки дидактических качеств ЦОР;

- совершенствование умений построения уроков по базовым химическим теориям и законам с использованием ЦОР.

2. Методика самостоятельной работы над заданием.

Поисковый этап

Поиск и анализ информации по теме курсовой работы в периодической печати: журналы: «Химия в школе», «Химия: методика преподавания», Приложения к газете «1 сентября»; в сети Internet.

Анализ в соответствии с критериями оценивания дидактических качеств ЦОР и выбор ЦОР для курсовой работы.

Анализ сайтов сети Internet. 

Проектировочный этап

Формулирование целей и задач.

Анализ возможностей ИКТ для достижения поставленных целей и задач.

Выделение разделов темы, подлежащей изучению, для организации обучения с использованием ЦОР.

Разработка учебно-методического обеспечения для проектирования методических рекомендаций к урокам на основе ЦОР.

Разработка методических рекомендаций по организации изучения темы на основе интеграции традиционного обучения и ИКТ.

Завершающий этап

Оформление разработанных методических рекомендаций в электронном виде.

3. Порядок оформления курсовой работы

Курсовая работа должна включать Введение (в конце которого приводятся цели и задачи работы), Литературный обзор (излагается и анализируется имеющийся опыт – 10-15 страниц), Методические рекомендации (разработанные автором курсовой работы – 5-10 страниц), Выводы, Библиографический список.  

4. Время и место консультаций назначается руководителем курсовой работы.

 5. Порядок подготовки и защиты работы

Курсовая работа защищается на курсовой конференции по дисциплине «Теория и методика обучения химии» и оценивается определенным количеством баллов в рамках кредитно-модульной системы.

6. Тематика курсовых работ

1. «Методика организации изучения Периодического закона и Периодической системы элементов Д.И.Менделеева с использованием ЦОР на начальном этапе изучения химии»;

2. «Методика организации изучения теории химической связи с использованием ЦОР»;

«Методика организации изучения теории электролитической диссоциации с использованием ЦОР»;

3. «Методика организации изучения учения о скорости химической реакции с использованием ЦОР»;

4. «Методика организации изучения темы «Химическое равновесие» с использованием ЦОР»;

5. «Методика актуализации и углубления знаний и умений по теме «Периодический закон и Периодическая система элементов Д.И.Менделеева» с использованием с использованием ЦОР в 11 классе»;

6. «Методика актуализации и углубления знаний и умений по теории электролитической диссоциации в 11 классе при подготовке к ЕГЭ с применением ЦОР»;

7. «Методика актуализации и углубления знаний и умений по современной теории химической связи в 11 классе при подготовке к ЕГЭ с применением ЦОР»;

8. «Методика актуализации и углубления знаний и умений по теме «Учение о скорости химической реакции» в 11 классе при подготовке к ЕГЭ с применением ЦОР»;

9. «Методика актуализации и углубления знаний и умений по теме «Учение о химическом равновесии» в 11 классе при подготовке к ЕГЭ с применением ЦОР».