ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«КРАСНОЯРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им.П.АСТАФЬЕВА»

_______________________________________________________________________

 

 

Кафедра  современных технологий обучения

 

КОМПЛЕКТ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ  К УЧЕБНОМУ МОДУЛЮ:

 

«Основы проектирования урока химии с использованием ЦОР при изучении базовых химических законов и теорий: учения о периодичности, теории электролитической диссоциации, учения о скорости химической реакции и химическом равновесии, теории химической связи»

 

В составе дисциплины ГОС ВПО ОПД.Ф.04 «Теория и методика обучения химии»

 

Специальность: 032300.00 - Химия с дополнительной специальностью 

                                     (код ОКСО)                                                            (наименование)

                            Квалификация  Учитель химии

 

 

Подпись:                                                                                                             

Издание подготовлено в рамках проекта  «Информатизация 
системы образования», реализуемого Национальным фондом 
подготовки кадров по заказу Министерства образования и науки
Российской Федерации.

 

 

Красноярск

2007


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«КРАСНОЯРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им.П.АСТАФЬЕВА»

 

Кафедра ____современных технологий обучения__________________

 

Комплект учебно-методических материалов к учебному модулю «Основы проектирования урока химии с использованием ЦОР при изучении базовых химических законов и теорий: учения о периодичности, теории электролитической диссоциации, учения о скорости химической реакции и химическом равновесии, теории химической связи»  ОПД.Ф.04 «Теория и методика обучения химии»

 

АННОТАЦИЯ

1. Минимальные требования к содержанию  учебного модуля (выписка из ГОСа по специальности, утвержденного экспертом описания модуля).

Проблемы обучения химии и возможности инновационных технологий в их решении.

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ),  дидактические принципы обучения с применением ИКТ.

Подходы к проектированию уроков по базовым химическим теориям с использованием информационно-коммуникационных технологий. Возможности ЦОР для решения проблем, связанных с организацией изучения базовых химических теорий. Критерии оценки дидактических качеств ЦОР и умения их применять при выборе ЦОР по базовым химическим теориям.

2. Цели учебного модуля

Содействие становлению профессионально-педагогической компетентности будущего учителя химии посредством формирования умений использования ИКТ в организации изучения базовых химических теорий.   

3. Задачи учебного модуля/курса

Профессиональные задачи, соответствующие уровню ключевых компетентностей:

- развитие элементов информационной компетентности, проявляющейся в умениях эффективного поиска, анализа и автоматизированной обработки информации из различных источников, в том числе сети Internet; в умениях представления результата в виде компьютерной презентации.

Профессиональные задачи, соответствующие уровню базовых компетентностей:

- развитие элементов инновационной компетентности, проявляющейся в умении использовать в будущей профессиональной деятельности ИКТ с целью повышения эффективности обучения;

- развитие элементов информационной компетентности, проявляющейся  в умении поиска, анализа и отбора ЦОР по химии;

- инициирование самообразовательной деятельности студентов в освоении инновационных подходов к обучению химии в школе.  

Профессиональные задачи, соответствующие уровню специальных компетентностей:

- актуализация и систематизация знаний и умений, полученных в  курсах общей и неорганической химии, теории и методики обучения химии, необходимых для решения методических задач организации изучения базовых химических теорий на основе интеграции традиционного обучения и ИКТ;

- формирование системы знаний о значении и возможностях ЦОР при организации изучения базовых химических теорий в будущей профессиональной деятельности учителя химии;

- развитие умений оценки дидактических качеств ЦОР на примере ЦОР по базовым химическим теориям;

- формирование умений построения уроков по базовым химическим теориям с использованием ЦОР;

- мотивация научно-методической деятельности студентов по исследованию целесообразности использования ЦОР, имеющихся на рынке программного продукта, для организации изучения базовых химических теорий.

 

4. Взаимосвязь модуля с другими дисциплинами учебного плана специальности (согласно ГОС ВПО).

Модуль непосредственно связан с содержанием обучения дисциплины «Общая и неорганическая химия». Учитывая то, что базовые химические теории  являются основой химии как науки, модуль связан со всеми химическими дисциплинами ГОС ВПО по специальности «Химия», квалификация «Учитель химии».

5. Ожидаемые результаты освоения учебного модуля

Задача развития элементов информационной компетентности в процессе освоения модуля, соответствующая уровню ключевых компетентностей.

Задачи:

- развития элементов информационной компетентности, проявляющейся в понимании роли и умении использования ИКТ для повышения эффективности обучения химии в будущей профессиональной деятельности;

- организации самообразовательной деятельности в освоении инновационных подходов к обучению химии в школе, 

соответствующие уровню базовых компетентностей. 

Задачи:

- актуализации и систематизации знаний и умений по теме, полученных в  курсе общей и неорганической химии, необходимых для решения методических задач организации изучения базовых химических теорий и законов на основе интеграции традиционного обучения и ИКТ,

- овладения системой знаний о роли и возможностях ЦОР при организации

изучения базовых химических теорий и законов в будущей профессиональной деятельности учителя химии;

- формирования умений оценки дидактических качеств ЦОР;

- овладения умениями построения уроков по базовым химическим теориям и законам с использованием ЦОР,

соответствующие уровню специальных компетентностей.

 

5*. Ожидаемые результаты освоения модуля/курса

В результате освоения содержания модуля студент должен

актуализировать свои знания базовых химических теорий и законов, методик их преподавания в школе, необходимые для проектирования уроков на основе ИКТ;

знать способы наиболее эффективного использования ИКТ в организации изучения базовых химических теорий и законов учащимися;

уметь

- применять указанные способы при проектировании уроков по базовым химическим теориям и законам;

- оценивать дидактические качества ЦОР по базовым химическим теориям и законам с учетом специфики химии как науки;

- проектировать самостоятельную внеурочную деятельность учащихся по изучению базовых химических теорий и законов на основе ИКТ.

   

6. Перечень элементов  комплекта УММ:

·        рабочая программа учебного модуля;

·        учебно-методическое обеспечение учебного модуля по видам занятий в соответствии с рабочей программой:

- лекция:  план-конспект лекции; мультимедийные программы для компьютеризированных лекций;

- практические занятия: методические рекомендации к организации изучения теории электролитической диссоциации с использованием ЦОР; критерии оценивания дидактических качеств ЦОР по химии;

- литература.

·                   методическое обеспечение самоконтроля знаний и умений студентов:

Компьютерный тест «Базовые химические теории и законы и методики их преподавания в школе»

·                    методическое обеспечение контроля знаний студентов:

- тест выходного контроля «Организация изучения базовых химических теорий и законов с использованием ИКТ»

- критерии оценивания презентаций методических рекомендаций к урокам по базовым химическим теориям и законам.

7. Инновационность комплекта УММ:

7.1 Инновационность по целям обучения

Проявляется в формировании целей обучения в контексте компетентностного подхода.

7.2.Инновационность по содержанию обучения

Заключается в формировании содержания обучения на основе интеграции традиционного обучения и ИКТ.

7.3.Инновационность по методам обучения

Заключается в использовании в качестве методов контроля и оценивания – защиту компьютерных презентаций методических рекомендаций к урокам, компьютерное тестирование.

7.4. Инновационность по формам обучения

Проявляется в применении модернизированных организационных форм обучения: компьютеризированной лекции,  компьютеризированных практических занятий по методике обучения химии.

7.5.Инновационность по средствам обучения

Заключается в использовании ЦОР, в том числе из сети Internet, видеопроектора, интерактивной доски в процессе обучения.

8. Актуальность для системы педагогического образования

8.1. Возможность использования УММ для создания банка оценочных и диагностических средств по специальностям педагогического образования.

Реализуется посредством включения компьютерных тестов, критериев оценки презентаций методических рекомендаций к урокам по базовым химическим теориям как части учебно-методических материалов модуля, в Коллекцию ЦОР, разрабатываемых под эгидой НФПК.

8.2. Возможность использования УММ для формирования содержания подготовки педагогических кадров на основе компетентностного подхода и кредитно-модульной структуры обучения.

Реализуется посредством включения содержания модуля в содержание модуля «Изучение важнейших теоретических концепций курса химии средней школы» дисциплины «Теория и методика обучения химии»

9. Список авторов элементов комплекта УММ:

Безрукова Н.П., д.п.н., к.х.н., профессор кафедры современных технологий обучения;

Кузьмин А.В., аспирант кафедры информационных технологий обучения и математики.

10. Нормативные документы, требования которых учитывались при разработке УММ к учебному модулю

1. Государственный образовательный стандарт по специальности 03230.00 «Химия с дополнительной специальностью», квалификация «Учитель химии».

2. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. Министерство образования Российской Федерации. – М., 2002.

3. Бордуков М.И., Адольф В.А., Кононенко И.Ю. и др. Концепция и программа измерения качества профессионально-педагогической подготовки учителя в Красноярском государственном педагогическом университете. - Красноярск: РИО КГПУ, 2003. – 68 с.

4.     Бордуков М.И., Майер Р.А., Стеганцева Т.А. и др. Концепция и программа обновления профессионально-педагогической подготовки учителя в КГПУ. - Красноярск: РИО КГПУ, 2000. – 36 с.