ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«КРАСНОЯРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им.В.П.АСТАФЬЕВА»

 

 

Кафедра современных технологий обучения

 

 

Комплект  учебно-методических  материалов к учебному модулю: «Основы проектирования урока химии с использованием ЦОР при изучении базовых химических законов и теорий: учения о периодичности, теории электролитической диссоциации, учения о скорости химической реакции и химическом равновесии, теории химической связи»

 ОПД.Ф.04 «Теория и методика обучения химии»

 

 

 

УТВЕРЖДАЮ

 

Заведующий кафедрой Андюсев Б.Е.

 

«3» октября 2007_ г.

 

Конспект лекции

Специальность    032300.00         Химия с дополнительной специальностью 

                             (код ОКСО)                          (наименование)

                           

Ведущий лектор:

Безрукова Наталья Петровна, профессор кафедры современных технологий обучения, д.п.н.

(Ф.И.О., должность, учен. степень, учен. звание)

Одобрен на заседании кафедры

«3» октября 2007 г. протокол № 4/2

 

Красноярск

2007

СТРУКТУРА

конспекта лекций по учебному модулю

Лекция № 1

Тема: Инновационные педагогические технологии как важнейший фактор модернизации традиционного обучения

Основные вопросы, рассматриваемые на лекции:

1.     Проблемы обучения химии в школе и возможности инновационных технологий в их решении.

2.     Понятийный аппарат технологического подхода в обучении

3.     Понятийный аппарат, связанный с образовательными ИКТ.

 

Краткое содержание лекционного материала

I.      Проблемы обучения химии в  школе и возможности инновационных технологий в их решении

На данном этапе наблюдается  тенденция к снижению уровня подготовленности по химии выпускников школы. Тенденция явно просматривается при анализе результатов Единого государственного экзамена, на вступительных испытаниях в вуз, в процессе обучения в высшей школе. Различных, вполне существенных и объективных причин этому много. Это и

- процветающая в обществе «хемофобия», когда на бытовом уровне химию воспринимают как источник загрязнений, а не науку, способную решить и успешно решающую различные проблемы человеческого сообщества;

- снижение интереса подрастающего поколения к естественным наукам в целом, вызванное кризисными явлениями в стране;

- временной цейтнот, обусловленный резким сокращением количества часов на изучение химии в школе при практически не изменившемся объеме материала, подлежащего изучению;

- повсеместное обеднение химического эксперимента;

- негативным фактором является и то, что содержание школьных учебных курсов разрабатывается практически без учета реального уровня обученности и интеллектуальной подготовленности, реальных познавательных возможностей учащихся определенного возраста, без определения количества учебного времени, требующегося на устойчивое формирование тех или иных знаний и умений.

Выше указанные причины привели к тому, что в современной российской школе наблюдается крайне низкий уровень мотивации учащихся к изучению школьного курса химии. Несмотря на то, что химия как наука, способная внести весомый вклад в решение многих технических, экологических, продовольственных и других проблем,  чрезвычайно актуальна, по данным многочисленных опросов учащиеся относят химию к самым нелюбимым предметам.

Актуализируются знания студентов об особенностях традиционной классно-урочной системы обучения, ее недостатках и положительных сторонах. В частности отмечается, что недостатками традиционного обучения являются:

·        низкий уровень самостоятельности учеников

·        низкий уровень индивидуализации обучения

·        шаблонное построение уроков

·        слабая обратная связь

·        усредненный подход

·        низкая контролируемость и субъективность оценки результатов деятельности ученика, так как единственным проверяющим звеном является учитель.

Однако, в силу того, что традиционное обучение имеет такие положительные стороны как систематический характер обучения, упорядоченная, логически правильная подача материала, организационная четкость и оптимальные затраты ресурсов при массовом обучении, это обусловливает его жизнестойкость. Таким образом, речь должна идти о его модернизации посредством интеграции с инновационными педагогическими технологиями.

 

II. Понятийный аппарат технологического подхода в обучении

На основе анализа определений понятия «технология», которые приводятся в Политехническом словаре  и в словаре «Основы педагогических технологий» можно выделить признаки, в соответствии с  которыми  некий процесс можно отнести к технологическому:

-       целенаправленная деятельность по достижению некоторого заранее заданного результата;

- процесс разбивается на отдельные этапы, взаимосвязанные между собой;

- процесс должен предусматривать однозначность выполнения включенных в технологию процедур и операций и, как следствие, полную воспроизводимость конечных результатов при сохранении неизменной последовательности процедур и условий их реализации; при этом, если исходные материалы удовлетворяют начальным требованиям, желаемый результат будет обязательно достигнут.

Итак, в какой мере и при каких условиях школьный образовательный процесс можно назвать технологическим? При формальном подходе  выявляется следующее:

- во-первых, между образовательными и промышленными технологиями существует терминалогическая параллель. «Технология» происходит от двух греческих слов «τεχνη» - мастерство, произведение и «λογοζ» - понятие, учение, разум, и может быть переведено как «знания о способах обработки материала» или «мастерство обучения». Таким образом, использование этого термина в педагогике оправдано;

- во-вторых, результат образовательного процесса заранее задан Государственным образовательным стандартом, то есть результат функционирования школы – это типичный массовый продукт со строго заданными характеристиками;

- в-третьих, образовательный процесс предполагает освоение учениками комплекса обязательных дисциплин, выстроенных в соответствии с логикой изучаемых наук. 

Технология в любой сфере – это деятельность, максимально отражающая объективные законы данной предметной области и в силу этого обеспечивающая оптимальное для данных условий соответствие результата деятельности предварительно поставленным целям. В этом смысле педагогическая технология не может быть по сути чем-то иным.

«Технологический» не означает одинаковый для всех. Общей на этом этапе является только цель – достижение уровня, предусмотренного ГОС. Тактика достижения этой цели индивидуальна. В этом и состоит одна из специфических особенностей педагогических технологий. Именно ориентация на индивидуальные познавательные возможности обучаемого обеспечивает эффективность технологических подходов. Таким образом, модернизация обучения состоит не в абсолютизации и противопоставлении личностного и технологического подходов, а в их разумном сочетании с учетом конкретной образовательной ситуации.

По данным Т.С.Назаровой в литературе существует более трехсот определений педагогических и образовательных технологий, в зависимости от того, как авторы представляют структуру и составляющие образовательно-технологического процесса. Приведем некоторые примеры: 

В.П.Беспалько:  педагогическая технология - это содержательная техника реализации учебного процесса, причем реализация технологического решения всякий раз опосредуется личностью конкретного учителя, что обеспечивает множество вариантов практического воплощения замысла и позволяет повысить качество и результативность работы.

В.М.Монахов: педагогическая технология – это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя.

Документы ЮНЕСКО: педагогическая технология – это «системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и  человеческих  ресурсов и их  взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования».

Г.М.Чернобельская: технология обучения химии – это особый вид методики

обучения химии, который предусматривает:

- тщательно продуманную модель учебного процесса, отражающую четко  сформулированный методический замысел и спланированный конечный результат;

- специально методически обработанное (преобразованное) в соответствии с замыслом химическое содержание;

- систему методов и средств обучения химии, ориентированную на реализацию содержания с целью развития мышления обучаемых, учета их интересов и потребностей, обладающую свойством инвариантности, то есть воспроизводимую в сходных условиях обучения, минимально зависимую от индивидуальности преподавателя. При всем этом важно, чтобы организация обучения создавала ситуацию успеха; достаточно точный временной режим; диагностику достигнутости промежуточных и конечного результата.

С нашей точки зрения, понятие «педагогическая технология» целесообразно раскрывать на основе анализа иерархической системы технологических понятий в образовании (Рис.1). 

Термин «технология обучения» целесообразно связывать с конкретной дисциплиной, например, технология обучения химии, технология обучения биологии. Итак, технология обучения – это объединение педагогической техники преподавателя, методик изучения  тем  и технологии  педагогических измерений, обеспечивающее воспроизводимое и эффективное достижение поставленных целей обучения в предметной области и однозначное отслеживание результативности обучения на всех этапах.

Образовательная технология- это объединение организационных форм, педагогических технологий обучения и технологий управления

 

 

Рис.1. Иерархия технологических понятий в образовании

образовательным процессом, которое обеспечивает достижение принятого образовательного стандарта всеми обучающимися.

Что касается термина «инновационная технология», можно говорить о двух основных подходах к определению термина «инновации». Первый - описательный; в его основе представление о том, что некоторые объекты, процессы, предметные области и т.п. относятся к новым, то есть в этом контексте «инновация» - это синоним слов «нововведение», «новшество», «изобретение». Второй – функциональный; связан с выявлением сущности базового понятия «инновация» и выведением из него всех производных.

Развитию любой общественной системы, также как и процессам в ней протекающим, присущи периодически возникающие дисбалансы, отклонения, нарушения и прочие деструктивные явления, примером которых являются всевозможные кризисы: социальные, политические, экономические, экологические и т.д. Необходимость компенсации последствий таких деструктивных явлений порождает поиск чего-то нового, ранее не имевшего места, либо по каким-то причинам не применявшегося. Здесь и возникает понятие «инновационного процесса», понимаемого как средства снятия последствий деструкции. Например, проектной технологии уже более ста лет, однако на данном этапе она может внести весомый вклад в компенсацию таких деструктивных явлений в обучении химии, как низкая мотивация, сокращение времени, выделяемого на ее изучение. Как следствие, термин «инновационная технология» вполне к ней применим.

Таким образом, инновационная технология тождественна понятию «современная педагогическая технология», поскольку технологию обучения следует считать современной, если с ее помощью можно эффективно решить насущные задачи обучения, стоящие перед системой образования на конкретном этапе.

На данном этапе существуют многочисленные классификации педагогических технологий, с которыми можно  познакомиться, используя рекомендованную литературу. На лекции при наличии времени можно рассмотреть классификацию, в основании которой лежит содержание модернизации традиционного обучения:

·        Технологии на основе гуманизации и демократизации педагогических отношений (Педагогика сотрудничества, гуманно-личностная технология Ш.А.Амонашвили)

·        Технологии на основе  активизации и интенсификации деятельности учащихся (Игровые технологии, технологии проблемного обучения,
технология обучения на основе конспектов опорных сигналов В.Ф.Шаталова)

·        Технологии на основе эффективности организации и управления процессом обучения  (Программированное обучение, технологии дифференцированного обучения (В.В.Фирсов, Н.П.Гузик), технологии групповых и коллективных способов обучения, информационно-коммуни-кационные технологии)

·        Технологии на основе методического усовершенствования и дидактического реконструирования учебного материала (Технология укрупнения дидактических единиц (П.М.Эрдниев), технология «Диалог культур» (В.С.Библер и С.Ю.Курганов)

·        Природосообразные, использующие методы народной педагогики (Обучение по Л.Н.Толстому, воспитание грамотности по А.Кушнеру, технология М.Монтессори

·        Альтернативные технологии (Вальдорфская технология Р.Штайнера, технология свободного труда С.Френе)

Следует отметить, что ИКТ по своей сути являются проникающей технологией, поскольку легко интегрируются с другими технологиями обучения.

III.Понятийный аппарат образовательных ИКТ

Различным аспектам применения компьютерных и телекоммуникационных средств и технологий в образовании посвящены работы многих отечественных и зарубежных авторов. В связи с различиями в постановке задачи и в акцентах исследования у авторов имеются терминологические расхождения. На данном этапе в педагогической литературе используются термины «компьютерные технологии» (КТ), «информационные технологии» (ИТ), «современные информационные технологии», «информационные технологии образования» ИТО), «новые информационные технологии» (НИТ), «информационные образовательные технологии» (ИОТ) и т.п.

С нашей точки зрения, наиболее адекватное определение ИТ следующее: информационные технологии обучения – это совокупность педагогической техники преподавателя, методов обучения, базирующихся на  использовании компьютерных средств, и технологии педагогических измерений, которые обеспечивают воспроизводимое и эффективное достижение поставленных целей обучения в предметной области и однозначное отслеживание результативности на всех этапах обучения.

Необходимо, однако, отметить, что ряд исследователей под информационными образовательными технологиями подразумевают использование в обучении компьютерных сетей, в том числе Интернет. Популярность Интернет растет год от года колоссальными темпами. Существует мнение, что Интернет может с успехом конкурировать с преподавателем и более оперативно, а нередко и в более увлекательной форме преподносить обучаемому содержание курса. Нередко этот источник информации рассматривается как универсальный. Высказываются мнения, что информационные технологии вообще, и Интернет в частности, по самой своей сути адекватны высокой познавательной мотивации одаренных детей. Интернет не только служит неиссякаемым источником знания, отвечающим практически на любой вопрос, но и учит правильно этот вопрос задавать.

Действительно, вычислительные компьютерные сети, и в частности Интернет, - это колоссальное хранилище информации. Работа с поисковыми системами сетей способствует формированию навыков грамотного формулирования вопросов. Однако здесь встает вопрос о достоверности информации, хранящейся в сети. Интернет обеспечивает  возможность получать ответы на многие поставленные вопросы, но насколько этот ответ верен?  Например, наиболее популярный на данном этапе WWW – сервис сети Интернет основан на объединении web-страниц. Сейчас создать web-страницу, содержащую ту или иную информацию, крайне просто – с помощью, например, любой офисной программы (Microsoft Word, Microsoft Excel и т.п.). Как следствие, наряду с солидными информационными порталами и сайтами таких страниц в сети – сотни миллионов, и их количество растет огромными темпами. В результате, проблема достоверности информации, хранящейся в сети, является на сегодняшний день весьма острой.

Тем не менее, реализация глубинных целей образования, таких как профессиональная компетентность, современное научное мировоззрение, способность человека к творчеству, возможна только на основе неограниченного доступа обучающихся к созданным человечеством информационным ресурсам.  Именно вычислительные сети обеспечивают доступ к банкам данных по научной и учебно-методической проблематике; обмен информацией между учебными заведениями, преподавателями, студентами, учащимися; проведение телеконференций и т.д., то есть  позволяют с  наименьшими  временными и финансовыми затратами отыскать нужную информацию.

Как известно, сеть - это объединение компьютеров, линий связи между ними (коммуникационные линии) и программного обеспечения для организации объема информацией.  Наблюдающаяся тенденция к объединению интеллектуальных компьютерных систем и телекоммуникационных сетей должна найти отражение в образовательных процессах. Как следствие, на данном этапе уместно говорить об информационно-коммуникационных технологиях.

Таким образом, нами под информационно-коммуникационными технологиями обучения (ИКТ) понимается совокупность педагогической техники преподавателя, методов обучения, базирующихся на  использовании компьютерно-коммуникационных средств, и технологии педагогических измерений, которые обеспечивают воспроизводимое и эффективное достижение поставленных целей обучения в предметной области и однозначное отслеживание результативности на всех этапах обучения.

Информационно-коммуникационные технологии образования – это совокупность организационных форм, педагогических технологий и технологий управления образовательным процессом, которые основаны на использовании современных компьютерных и телекоммуникационных систем и обеспечивают достижение принятого образовательного стандарта всеми обучаемыми.

Ядром образовательных ИКТ являются цифровые образовательные ресурсы (ЦОР). В литературе разных лет их обозначали различными терминами: ППС (педагогическое программное средство), ЭОР (электронный образовательный ресурс) и т.д. В рамках проекта ИСО под ЦОР принято понимать любой информационный источник в цифровом виде, который может быть использован в дидактико-воспитательном процессе. При этом различают:

элементарные ЦОР: текст, рисунок, график, таблица, анимационный объект, звуковой фрагмент и т.д.;

базовые ЦОР, сочетающие два и более элементарных ЦОР – текст + рисунок, рисунок + звуковой фрагмент, возможно также наличие элементов интерактивности (пример, компьютерный тест);

информационный источник сложной структуры (ИИСС) – это ЦОР, выстроенный в соответствии с логикой организации изучения некоторого раздела, темы, либо фрагмента темы и интегрирующий элементарные, базовые ЦОР а также элементы управления. ИИСС может быть отдельная компьютерная обучающая программа, программа-тренажер, комплекс таких программ, охватывающих большой раздел дисциплины, либо всю дисциплину целиком (например,  электронное издание «Открытая Химия 2.6» ООО «Физикон»).

 


Лекция № 2

Тема: Информационно-коммуникационные технологии в решении проблем обучения химии

Основные вопросы, рассматриваемые на лекции:

1.     Дидактические принципы обучения с использованием ИКТ

2.     Подходы к проектированию уроков химии по базовым химическим теориям и законам на основе ЦОР.

3.     Критерии оценки дидактических качеств ЦОР.

Содержание лекционного материала

I. Дидактические принципы обучения с применением ИКТ

На современном этапе при определении методологических требований к применению в учебном процессе ИКТ речь должна идти не о замене традиционных дидактических принципов на новые, а о пересмотре и наполнении их таким содержанием, которое позволило бы в изменившихся условиях использовать их конструктивно.

На основе  общедидактических  принципов,  изложенных  в  работах А.В.Барабанщикова, С.И.Архангельского, Ю.К.Бабанского, В.П.Беспалько, В.П.Давыдова, и принципов, свойственных компьютерному обучению, изложенных в работах А.В.Могилева и С.А.Титоренко, Б.Е.Стариченко, П.И.Образцова, Н.П.Безруковой, а также с учетом идей, предложенных в теориях поэтапного формирования умственных действий,  модульного, проектно-исследовательского, и личностно-развивающего обучения, ниже раскрывается сущностное содержании принципов применения ИКТ в обучении химии.

Принцип соответствия дидактической системы закономерностям учения является ведущим по отношению ко всем другим принципам, поскольку указывает на необходимость организации учебно-познавательной деятельности учащихся в соответствии с ее объективными закономерностями – специфическими связями, устойчивыми зависимостями между преподаванием, учением и содержанием обучения, что  гарантирует достижение поставленных целей обучения. Главная суть проявления закономерностей учения состоит в поэтапном овладении обучаемыми  содержанием учебной дисциплины. Как следствие, цель обучения при использовании ИКТ должна достигаться поэтапно, путем решения ряда частных дидактических задач.

Принцип ведущей роли теоретических знаний указывает на целесообразность такой организации дидактического процесса с применением ИКТ, при которой изучение достаточно крупной смысловой дозы учебного материала реализовывалось таким образом, чтобы на начальном этапе учащиеся получали представление о теоретическом содержании темы в целом, затем на промежуточных этапах усваивали отдельные виды содержания каждого учебного вопроса, а на заключительных этапах доводили изучение всей темы до требуемого уровня усвоения. При этом особое внимание следует уделять развитию прогностических способностей учащихся на основе усвоенных теоретических знаний. 

Принцип единства образовательной, воспитательной и развивающей функций обучения отражает реально существующие закономерные связи между всеми указанными в его названии функциями обучения. Возможность реализации этого принципа должна закладываться уже непосредственно при проектировании цифрового образовательного ресурса. Будучи носителями преобразованного в учебный материал содержания обучения, они реализуют не только процессуальный, но также целевой и содержательный аспекты образовательных, развивающих и воспитательных функций обучения. Методически грамотный ИИСС (компьютерная программа) опосредованно представляет личный опыт преподавателя-разработчика и обязательно оказывает воздействие на чувства и эмоции обучаемых. Так, например, работа с компьютерным лабораторным практикумом должна способствовать совершенствованию стиля мышления учащегося, вырабатывать у него привычку обосновывать свои решения и действия аргументированным расчетом, формируя таким образом такие нравственные качества как добросовестность, ответственность, честность и другие. Отрицание данного факта снимает ответственность с разработчиков за достижение воспитательных целей при использовании ИКТ. Эти заблуждения негативно не сказываются на воспитательной стороне обучения только потому, что ИКТ пока еще редко используются в дидактико-воспитательном процессе школы.

Принцип  мотивации отражает закономерную связь между успешностью учебно-познавательной деятельности обучаемого и формированием интереса к ней. Он ориентирует преподавателя на необходимость непрерывного побуждения учащегося к овладению содержанием обучения, предписывает рассматривать учение как процесс проявления активности субъекта, отвечающий мотиву.

На стадии постановки дидактической задачи реализуются целевой и содержательный аспекты рассматриваемого принципа. Здесь закладывается основа для стимулирования и мотивации учения, которая затем используется при проектировании и реализации дидактического процесса. Это достигается четким заданием целей обучения через систему знаний, умений, элементов компетентностей, которыми должен овладеть обучаемый. Учитель должен помочь учащемуся осознать, что тот должен получить в результате освоения учебной дисциплины или ее смысловой части и зачем это ему необходимо. Предусмотренные процедуры целеполагания, отбора и структурирования научного содержания курса, установления внутрипредметных и межпредметных связей, указания роли и места изучаемого материала для овладения деятельностью позволяют ответить на вопросы: что и зачем будет изучаться на основе ИКТ, а значит, предопределить стимулы для социальной, профессиональной и познавательной мотивации учения. Задача учителя заключается в том, чтобы инициировать активную познавательную деятельность учащегося в ходе всего процесса обучения, формируя у него познавательный интерес за счет стимулов социальной и личной значимости, новизны, занимательности, эмоциональности, проблемной подачи и организации самостоятельного поиска информации при решении проблемных задач.

Принцип проблемности отражает закономерность, относящуюся к усвоению опыта творческой деятельности, а также творческому усвоению знаний и способов деятельности. Этот принцип ориентирует преподавателя при использовании ИКТ изначально инициировать создание проблемных ситуаций и тем самым активизировать (интенсифицировать) учение, придавая ему черты творческой, исследовательской деятельности.

Принцип соединения коллективной учебной деятельности с индивидуальным подходом в обучении предполагает целесообразное сочетание соответствующих форм обучения. Как следствие, в арсенале преподавателя должны быть ЦОР, которые можно использовать как в рамках урока, где преподаватель будет играть роль ведущего управляющего субъекта, так и для организации самостоятельной подготовки учащихся. Здесь имеются в виду и программы из сети Internet. Учителю-предметнику  следует быть в курсе «новинок» сети, для того чтобы квалифицированно рекомендовать учащимся те или иные сетевые ЦОР.

В контексте специфики обучения химии, в частности учитывая, что химический эксперимент является мощным средством и методом обучения, а также в контексте установленных санитарно-гигиенических норм продолжительности непрерывной работы учащегося за компьютером схемы взаимодействия в системе преподаватель – учащийся - компьютер должны реализовываться в учебном процессе не вместо «классических», а наряду с ними. Как следствие, мы приходим к важному для понимания места компьютера в обучении принципу: ИКТ в учебном процессе школы могут использоваться только наряду и параллельно с традиционными схемами взаимодействия между преподавателем и учащимся. В ряде работ это положение называют принципом встраиваемых информационно-коммуникационных технологий.

Принцип мультимедийности следует считать развитием классического принципа наглядности, но развитием на качественно новом уровне. Суть его в том, что обучение должно быть мультимедийным. При этом мультимедийность понимается в двух аспектах: в узком – как комплексность по форме представления информации и в широком – как комплексность содержания информации.

В контексте первого аспекта принцип отражает закономерную связь между разнообразием чувственных восприятий содержания учебного материала и возможностью его понимания, запоминания, хранения в памяти, воспроизведения и применения. Важнейшим из них является зрительное восприятие. Наглядность рассматривается как один из основных способов психолого-педагогического воздействия на обучаемых,  управления  их  познавательной деятельностью. Современная компьютерная техника и основанные на ней сети наряду с улучшающимися средствами визуализации предоставляют обучаемому возможность использовать еще одну линию восприятия информации – звуковую. Как показывают исследования психологов, звук в учебных программах – весьма сильное средство акцентирования, и, следовательно, им необходимо пользоваться для поддержания внимания обучаемого, создания положительной мотивации, уменьшения влияния внешних отвлекающих факторов.

Принцип мультимедийности затрагивает и содержательную сторону обучения. В его контексте принципа обучение химии с применением ИКТ должно строиться на межпредметных связях.

Согласно принципу активизации самостоятельной деятельности учащегося применение ИКТ изначально должно быть нацелено на развитие личности, выявление особенностей обучаемого как субъекта, признание его субъективного опыта как самобытности и самоценности, построение педагогических взаимодействий с максимальной опорой на этот опыт. Задаваемое в обучении содержание, фиксирующее результаты общественно-исторического опыта научного познания, переосмысливается в ходе его усвоения и применения. Применение ИКТ предполагает не только накопление знаний, умений, но и непрерывное формирование механизма самоорганизации и самореализации будущего специалиста, развитие его познавательных способностей. Обучающая среда на основе ИКТ должна не навязывать учащемуся нормативное построение его деятельности, а создавать условия самостоятельного выбора  траектории индивидуального развития.

Принцип соответствия учебно-информационной базы содержанию обучения и дидактической системе в целом выражает требования к учебным условиям эффективного труда учителя и учащихся. Сущность данного принципа состоит в том, чтобы информационно-образовательная среда школы соответствовала специфике труда, определяемого содержанием обучения и характером дидактического процесса.

II.          Подходы к проектированию уроков по базовым химическим теориям и законам на основе ЦОР

С нашей точки зрения, на данном этапе существует два основных подхода к проектированию такой организационной формы как урок на основе ЦОР.

Первый подход – урок строится на основе ИИСС по конкретной теме. Как следствие, обучение реализуется в соответствии с логикой авторов-разработчиков выбранного учителем ИИСС. (В качестве примера на лекции можно продемонстрировать методические рекомендации к изучению темы «Состав ядра атома. Изотопы. Химический элемент» и/или видео-фрагмент урока по химии на основе ИИСС, см. Materials for lecture). При таком подходе учитель может частично реализовать свое видение организации изучения темы посредством:

- использования собственного материала на ориентационно-мотивационном этапе урока;

- разработки разноуровневых заданий к разделам ИИСС для операционно-исполнительского этапа;

- разработки контролирующих материалов, например тестовых заданий, для рефлексивно-оценочного этапа урока. 

Однако следует еще раз подчеркнуть, что в целом он следует логике изложения материала, заложенной в ИИСС. Как следствие, выбор средства обучения – ИИСС, это определяющая составляющая при проектировании урока на основе ЦОР.

Второй подход  заключается в том, что учитель проектирует урок в логике своего видения организации изучения темы и соответственно ей подбирает элементарные, базовые ЦОР, а также фрагменты ИИСС.

III.     Критерии оценки дидактических качеств ЦОР

В контексте излагаемых выше принципов обучения с использованием ИКТ обсуждаются критерии оценки дидактических качеств ЦОР по химии.

Оценку ЦОР целесообразно проводить по следующим критериям:

- содержание. Показатели критерия:

а) научность, проявляющаяся в грамотном использовании терминологического аппарата, отсутствии ошибочных трактовок в описании объектов. явлений;

б) доступность, проявляющиеся в соответствии содержания ЦОР содержанию школьного курса химии, детерминированного ГОС;

б) полнота охвата;

в) построение содержания на основе межпредметных связей;

- представление информации. Показатели критерия:

а) мультимедийность, проявляющаяся в органичном сочетании при изложения материала наряду с текстовыми фрагментами компьютерной статистической и динамической графики, видеоинформации;

б) орфографическая грамотность текстов, используемых в ЦОР;

в) логика и доступность изложения;

г) наличие и качество тестовых заданий;

д) проблемность изложения материала

- область применения. Показатели критерия:

а) адресность;

б) виды деятельности;

- эргономичность. Показатели критерия:

а) отсутствие информационных шумов;

б) учет особенностей восприятия информации с экрана монитора (контрастность фона и шрифта, размер шрифта и т.д.);

- техническое сопровождение. Показатели критерия:

а) удобный интерфейс;

б) работа гиперссылок;

в) наличие регистрации пользователя,

Отмечается, что при оценке каждого показателя конкретного критерия целесообразно использовать трехуровневый подход: «низкий», «средний», «высокий».

На завершающем этапе лекции студентам предлагается в рамках самостоятельной работы актуализировать свои знания, связанные с базовыми химическими теориями и законами с целью подготовки к компьютерному тестированию, выбрать тему для разработки методических рекомендаций, а также актуализировать свои знания рекомендаций к ее изучению, предлагаемых классической методикой.