А. Гурилев

«Колокольчик»

            Творчество Александра Львовича Гурилева (1803 - 1858) отмечено яркими чертами своеобразия. Оно является одновременно и параллелью и антиподом к вокальной лирике Варламова, дополняет ее и контрастирует ей. Сочиняя преимущественно романсы и песни, А. Гурилев сближает эти жанры с народной традицией. С одной стороны, его творчество доступно самым широким массам слушателей и может считаться почти народным, с другой - оно несло с собой иные черты, заставляющие нас ценить в Гурилеве художника самостоятельного, оригинального  склада. В противоположность более динамичному, эмоционально наполненному стилю Варламова, романсц Гурилева привлекают мягкой чувствительностью, утонченной грацией и камерной интимностью тона. В своем вокальном, как, впрочем, и фортепианном творчестве Гурилев является представителем той лирико-эпической линии русского музыкального  искусства, в частности романса, к которой в существенной степени тяготел молодой М. Глинка. Гурилев был поэт элегических  настроений, заветных дум. Полные мечтательной грути а иногда и скрытого драматизма, егшо песни чужды варламовского пафоса и размаха, Но они не менее искренни и правдивы. В своих романсах Гурилев сумел обобщить то ценное, что таилось в глубинах простой бытовой песенности его времени.

            Глубокой проникновенностью отличается песня «Колокольчик», рисующая традиционные для русской позии образы дальней дороги. С поэтической грустью передает композитор картину русской природы, «родные звуки» унылой песня ямщика. В песне мы ощущаем полное слияние текста и музыки, напева и слова. Мы можем по достоинству орценить «поэтический слух» Гурилева, его умение вслушиваться в музыку стиха. В песне ощущается типичное для композитора вальсовое движение, что великолепно  соответствует трехстопному анапесту поэтического  текста Некрасов.

© Александр МАЙКАПАР