Портрет Екатерины I.
       Гравюра. Вортман Христиан Альбрехт (1680-1760). (Wortmann Ch.-A.). С оригинала Иоганна Готфрида Таннауэра. Около 1735 г. (Вторая половина 1730-х гг.)
Изготовитель: Гравировальная Палата Академии Наук


       Императрица Екатерина I Алексеевна (пышногрудая и круглощекая женщина с веселым выражением лица) изображена в овале, установленном на постаменте, которые вписаны в прямоугольник. Портрет поясной, 3/4 вправо, корпус слегка развернут влево. На голове корона и вплетенные в волосы нити жемчуга. Центральная подвеска надо лбом грушевидной формы, фланкирована двумя круглыми. Длинные завитые локоны. Декольте украшено тонким кружевом и драгоценными камнями (в центре камни в виде короны). Звезда ордена св.Андрея Первозванного и лента через правое плечо. На плечах мантия, отороченная горностаевым мехом. По периметру овального обрамления надпись: Екатерина Алексеевна Iмператрица и Самодержица Всероссiйская. В нижней части обрамления, соединяя его с постаментом, изображент Двуглавый орел на овальном щите, увенчанный большой императорской короной. На постаменте надпись, разделенная гербом: catha-rina/alexe-wna/Imperatrix - totius Russiae.
Комментарий:
        Екатерина I Алексеевна
(Марта Скавронская) (5 (15) апреля 1684, Лифляндия - 6 (17) мая 1727, Санкт-Петербург), российская императрица (с 28 января 1725 г.), вторая жена Петра I.
       Происхождение Марты точно неизвестно. По некоторым сведениям, она была дочерью латышского крестьянина Самуила Скавронского, по другим - шведского квартирмейстера И. Рабе. Образования она не получила, а ее юность прошла в доме пастора Глюка в Мариенбурге (ныне город Алуксне в Латвии), где она была одновременно прачкой и кухаркой. Вероятно также, что она короткое время была замужем за шведским драгуном. В 1702 г. после взятия Мариенбурга русскими войсками будущая русская императрица стала военным трофеем и оказалась сначала в обозе Б. П. Шереметева, а затем у А. Д. Меншикова. Около 1703 г. ее заметил Петр I и пленился красотой Марты. Она стала одной из его любовниц. Постепенно отношения между ними становились все более близкими. Марта (вскоре крещенная по православному обычаю под именем Екатерины Алексеевны) отличалась веселым, ровным, ласковым характером; она легко приспосабливалась к капризам Петра, мирилась с его вспышками беспричинного гнева, умела помогать во время приступов эпилепсии, легко делила с ним трудности походной жизни. Одинокий и несчастный в личной жизни, Петр все больше привязывался к Екатерине, признавал рожденных ею от него детей. Екатерина не принимала непосредственного участия в решении политических вопросов, но имела на царя определенное влияние, в частности, считается, что она нередко выступала перед царем заступницей Меншикова. По преданию, она спасла царя во время Прутского похода, когда русские войска были окружены. Екатерина передала турецкому визирю все свои драгоценности, тем самым склонив его к подписанию перемирия. По возвращении в Петербург 19 февраля 1712 г. Петр обвенчался с Екатериной, а их дочери Анна и Елизавета (будущая императрица Елизавета Петровна) получили официальный статус цесаревен. В 1714 г. в память Прутского похода царь учредил орден Св. Екатерины, которым наградил жену в день ее именин. В мае 1724 г. Петр впервые в истории России короновал Екатерину в качестве императрицы. Существует предположение, что царь собирался официально провозгласить ее своей преемницей, но не сделал этого, узнав об измене жены с камергером В. Монсом. После смерти Петра усилиями Меншикова и при опоре на гвардию Екатерина была возведена на престол. Поскольку сама она не обладала способностями и знаниями государственного деятеля, при ней был создан управлявший страной Верховный тайный совет, руководителем которого стал Меншиков. Среди наиболее значительных мероприятий этого времени - открытие Академии наук, заключение союза с Австрией и др. Став самодержавной государыней, Екатерина обнаружила тягу к безудержным развлечениям: практически все время она проводила на пирах, балах, разнообразных праздниках, что пагубно сказалось на ее здоровье, и почти не интересовалась делами управления. Перед смертью по настоянию Меншикова Екатерина подписала завещание, по которому престол должен был отойти к великому князю Петру Алексеевичу, а в случае его смерти к ее дочерям или их потомкам.)
       Вортман Христиан Альбрехт (1680-1760)
       (Wortmann Ch.-A.). Родился в Померании в 1680 г. Учился в Берлине у Иоганна-Георга Вольфганга (1662-1744). Работал в Берлине (до 1717 г.), Касселе (до 1723 г.), Лейпциге (в 1723 г.), Дрездене (с 1724 г.). В конце 1727 г. прибыл в Петербург и зачислен в марте 1728 г. в штат Академии наук с жалованьем по контракту 800 р. в год. В 1731 году взял нескольких учеников, занимавшихся гравированием у печатальщика Рейера и литерщика Унферцагта. Вместе с ними, Вортман приготовил доски для двух любопытных изданий: "Палаты С.-Петербургской Императорской Академии Наук, Библиотеки и Кунсткамеры etc." (1738; В. принадлежат 3 листа) и "Описание коронации императрицы Елисаветы Петровны" (СПб., 1745) - главный памятник русского гравирования при Елисавете Петровне, в котором Вортману принадлежат два листа. Вортман выгравировал множество портретов, из которых особенно выдаются, по редкости в отделке, портреты графа П. И. Шувалова, Бенигны Готлиб (жены Бирона), царевича Алексея Петровича, царевны Анны Петровны, большой портрет в рост императрицы Анны Иоанновны, над которым Вортман работал 3 года. Кроме того, известностью пользуются отпечатки досок Вортмана: Петра I (с Танауера), Петра II (с Люттена), Екатерины I, царя Алексея Михайловича и др. Много гравюр Вортмана хранится в Эрмитаже, куда они перешли из коллекции П. Карабанова, а доски - в Академии Наук.
       В 1731 г. "за его многое гуляние" лишен жалованья, но продолжал работать для Академии сдельно. В январе 1735 г. Академия заключила с ним новый контракт на три года с жалованьем 500 р. В марте 1742 г. Канцелярия Академии вновь решила уволить Вортмана, но по его прошению оставила еще на два года. В ноябре 1744 г. окончательно уволен. С мая 1745 г. по ноябрь 1747 г. подал несколько прошений об оплате за обучение трех учеников - И.Соколова, Г.Качалова и Ф.Маттарнови; после неоднократных отказов на том основании, что двое первых учились не у него, а у О.Эллигера, получил, наконец, оплату 100 р. за обучение Маттарнови.
       Уволенный в 1745 г. за дряхлостью от Академии, Вортман вынужден был снискивать себе пропитание копированием плохих рисунков к "Телемаку" (с гравюр Пикара) и т. п. поделками. Ученики В. - Филипп Матарнови, Иван Соколов, Григорий Качалов, Алексей Греков, Беренц, Келер и др. - впоследствии сами сделались прекрасными граверами и открыли собой непрерывный ряд русских граверов. Эти граверы образовали у нас так называемую Вортмановскую школу, отличавшуюся чистым и блестящим резцом, добросовестностью в исполнении подробностей, но несколько страдавшей неправильностью рисунка. Школа Вортмана работала преимущественно резцом, в портретах при гравировании деталей иногда прибегала к пунктировке. Последним наиболее крупным представителем этой школы был Иван Соколов, со смертью которого (1756) оканчивается ее почти 30-летнее существование. Она оставила памятью по себе множество портретов, видов, рисунков в книгах, огромные проспекты С.-Петербурга и его окрестностей (по рисункам трудолюбивого перспективных дел мастера Михайлы Махаева), даже целые гравированные коллекции, которые могут быть поставлены наряду с первоклассными европейскими изданиями того времени. В 1748 г. исполнил для Академии иллюстрации к "Поохождению Телемакову". В 1758 г. Академия поручила ему исправление досок и утвердила пожизненную пенсию 250 р. в год.
       Умер 4 января 1760 г. в Петербурге.
Литература:
       Гравировальная палата Академии Наук XVIII века. Сборник документов. Составители: М.А.Алексеева, Ю.А.Виноградов, Ю.А.Пятницкий. Отв.ред.Б.В.Левшин. Л.:Наука, Лен.отд. 1985. стр.175 (№ 5), 190; Ровинский Д.А. Подробный словарь русских граверов. СПБ, 1895, стлб.173; Ровинский Д.А. Подробный словарь русских гравированных портретов. Т.2. СПБ. 1887, стлб.745, N 1; Сапрыкина Н.Г. Коллекция портретов собрания Ф.Ф.Вигеля. Гравюра и литография XYIII - первой половины XIX века. (Аннотированный каталог). М.:Изд-во МГУ. 1980, стр.49, № 69; Энциклопедический словарь. Изд.Брокгауза и Ефрона. Спб, стр.237