Урок 35. Словарь

План урока

  1. Работа с листом определений «Словарь».
  2. Решение обязательных задач 1–4.
  3. Работа с клавиатурным тренажером, занятие 9.
  4. Решение необязательной задачи 5.

Работа с листом определений «Словарь»

Нам кажется, что начинать использовать словари для различных целей можно с самого начала обучения в школе и даже до школы. Конечно, пользоваться словарем сколько-нибудь эффективно можно, только зная алфавитный порядок. Параллельное формирование потребности в определенном навыке, формирование самого навыка и его использование, по нашему мнению, создают наилучшую учебную ситуацию. Так и происходит в нашем курсе: дети получают небольшие учебные словари, ищут в них слова, чтобы писать их правильно, решают задачи, формирующие умение алфавитного поиска. Будет совсем замечательно, если параллельно с этим они начнут использовать настоящие словари на различных уроках и дома.

Обычно в школе словарь используется очень редко. Детей не учат, как им пользоваться. Более того, школьная ситуация, как правило, такова, что использование словаря является нарушением правил игры. Это, как нам кажется, в большой степени противоречит обстоятельствам и еще больше – тенденциям реальной жизни. Все больше и больше информации человеку приходится добывать самому, пользуясь самыми разнообразными источниками. Вообще работа с информацией становится одним из важнейших видов человеческой деятельности наряду с материальным производством.

Мы хотим, чтобы наши дети писали грамотно. Откуда эта самая грамотность в детях берется, никто толком не знает. Даже от наиболее заслуженных и квалифицированных учителей русского языка можно услышать суждения вроде: «Уж если грамотный, так грамотный, и никакие правила ему не нужны, а если не может писать, то и с правилами не сможет». Мы, однако, хотим дать возможность писать грамотно любому человеку. В этом ему будет помогать словарь, если он научится и привыкнет им пользоваться. Естественно, что частое обращение к словарю за одним и тем же нужным словом приведет к запоминанию его написания.

Принципиально новая ситуация в этом вопросе связана с появлением компьютерных программ проверки орфографической правильности, которые сейчас есть практически во всех компьютерных текстовых редакторах и других прикладных программах. Программа проверки орфографии «умеет» больше, чем словарь. Она по любой цепочке символов определяет, возможно такое слово в русском языке или нет. Русское словоизменение для нее не препятствие, она определяет, что слово «зеленых» существует, а слово «польт» – нет. (Существуют и программы проверки пунктуации и стилистики, однако для русского языка они менее полезны – слишком уж реальный язык гибок.) Появление таких программ меняет наше представление о том, в чем состоят цели обучения русскому языку в школе. Они стали в большей степени ориентированы на умение сформулировать свою мысль, понять мысль другого, уместно использовать всевозможные информационные и коммуникационные технологии. Ситуация здесь в определенной степени аналогична ситуации с появлением в школе калькуляторов, которые меняют цели обучения арифметике – большее значение приобретает логика решения задачи, оценка правильности результата и т. п.

Наш учебный словарь невелик (он умещается на развороте учебника), но достаточно объемен для того, чтобы детям при решении задач пригодилось знание алфавитного порядка.

Обратите внимание на то, как устроен наш словарь. Он представляет собой алфавитную цепочку из больших зеленых букв. На фоне каждой зеленой буквы даются слова, начинающиеся именно с этой буквы и, конечно же, расположенные в алфавитном порядке. Имея определенные навыки работы с алфавитной цепочкой, дети, скорее всего, не будут испытывать трудностей при работе с таким словарем.

Как видите, лист определений на странице 3 совсем небольшой. На работу с ним 1-3 минут будет вполне достаточно. Но после этого лучше всего сразу познакомить детей с нашим учебным Словарем. Во-первых, нужно найти Словарик на вкладыше в середине учебника. Во-вторых, объяснить детям (не вдаваясь в детали), как он устроен, например, как найти слова на буку К или букву У. Для решения первых задач на Словарик этого достаточно, а впоследствии дети сами освоятся со Словарем в процессе многократного использования при решении задач.

Вам может показаться странным, что мы сначала обсуждаем с детьми тему «Словарь», а уже потом – «Алфавитный порядок». Причина в наших подходах к приобретению детьми знаний. Мы считаем, что основную массу своих знаний ребенок должен приобретать в процессе понятной и полезной для него деятельности. «Академических» знаний, которые «спускаются сверху» на голову детей мы стараемся избегать. Как показывает практика, такие знания гораздо хуже усваиваются и впоследствии быстрее забываются. Как вы понимаете, правила лескикографического (словарного) порядка достаточно тяжеловесны и трудны для запоминания. С другой стороны нам совершенно не нужно, чтобы дети заучивали их наизусть. Для нас важно другое – чтобы дети могли работать по этому правилу – расставлять слова в словарном порядке и искать слова, расставленные таким образом. Поэтому мы и начинаем с деятельности, пока не формулируя явно никаких правил. В процессе работы со словарем многие трудно формулируемые вещи проясняются сами собой. А когда дети наберутся опыта при решении задач на словарик, мы подытожим этот опыт в проекте «Алфавитный порядок» и на обычных уроках. К тому времени все эти правила будут для детей совершенно понятными и их заучивания конечно не потребуется. 

Решение обязательных бумажных задач

Задача 1. На первый взгляд эта задача (как и большинство задач этого урока) кажется совсем простой. Однако, у детей она займет не мало времени. Причина проста – дети пока не освоились со Словарем и не до конца понимают правила расположения слов в нем (правила словарного порядка). Например, проанализируем, что будет делать ребенок при поиске слова АВАРИЯ в Словаре. Большинство детей после знакомства со Словарем уже понимает, что слова на букву А следует искать на фоне большой буквы А. Поскольку большие зеленые буквы у нас расположены в алфавитном порядке, то найти такие слова оказывается не сложно. Однако, дальше большинство детей будет просматривать все слова на А пока не найдет слово АВАРИЯ, ведь правила алфавитного порядка мы с детьми еще не обсуждали. Слово АВАРИЯ оказывается первым среди слов на А, однако не всегда детям будет так везти. Например, для поиска слова ТЮЛЬПАН или НОЯБРЬ детям придется просмотреть 7 слов на соответствующую букву, а для поиска слова МОЛОКО – 8 слов. Таким образом, мы советуем вам при решении этой задачи не вмешиваться – не подсказывать и ни в коем случае не торопить детей. Именно в процессе такой деятельности формируется опыт, который впоследствии детям очень пригодится. Хорошо бы эту первую задачу у всех проверить. Вряд ли вы успеете сделать это сами. Поэтому можно использовать парную проверку – попросить детей поменяться тетрадями и проверить все ли слова отмечены в словаре и правильно ли они отмечены.

Задача 2. Эту задачу дети будут решать перебором, поскольку другой способ для решения придумать сложно. Конечно, большинство детей смогут найти все слова с первой А. Дальше все слова на А придется перебирать по очереди, сравнивая вторую букву с предпоследней. В результате в Словаре находится лишь одно подходящее слово – слово АНГИНА.

Задача 3. Как сказано в задании, мы предлагаем определить истинность всех утверждений, пользуясь Словарем. При этом истинность первых двух утверждений без Словарика определить просто невозможно. Что касается третьего и четвертого утверждения, то кто-то из детей наверняка догадается, что их истинность можно определить вообще не открывая словарь, пользуясь положением в алфавитной цепочке первых букв слов. Однако, подсказывать эту мысль ребятам не нужно, пока у нас иная цель – приучить ребят работать со Словарем.

Задача 4. Здесь снова мы видим задание, которое на первый взгляд кажется совсем простым и не связанным с информатикой. Однако для нас такие задания очень важны. Как показывает практика, дети довольно часто ошибаются в написании числительных, при этом делают это систематически и ошибок своих не видят. Мы же хотим приучить ребят обращаться к Словарю как к верному другу за советом и помощью. Если вы видите, что кто-то из ребят допустил ошибку при написании числительного (и не исправил ее), то он скорее всего второе задание просто не выполнял. Это хороший повод побеседовать с ним о том, почему в этой задаче важно обратиться к Словарю.

Работа с клавиатурным тренажером, занятие 9

Решение необязательной задачи

Задача 5. Поскольку раскрасить здесь предлагается только одну бусину, значит три одинаковые бусины среди раскрашенных бусин уже есть. Поэтому начать решение имеет смысл с того, чтобы найти среди раскрашенных три одинаковые бусины. После этого сразу становится понятно, бусину какой формы следует раскрасить и в какой цвет.

Урок 36. Словарь

План урока

  1. Решение обязательных бумажных задач 6–9.
  2. Работа с клавиатурным тренажером, занятие 10.
  3. Решение необязательной бумажной задачи 10.

Решение обязательных бумажных задач

Решение обязательных задач лучше начать с задач на текущий лист определений «Словарь», то есть с задач 7 и 8, а затем уже перейти к решению задач 6 и 9.

Задача 6. Задача на повторение темы «Таблица для мешка». Здесь как видите, имеется две одномерные таблицы, по которым нужно построить мешок. Дети могут здесь действовать самыми разными способами. Один из них – использовать сначала таблицу форм. То есть нарисовать нераскрашенные бусины – 3 треугольных, 3 круглых и 2 квадратных. Затем их нужно раскрасить, пользуясь первой таблицей.

Задача 7. Эта задача не слишком сложная, поскольку известны первые буквы искомых слов, а значит очерчен круг слов, среди которых будет вестись перебор. Мы будем искать слова на букву Д. Кроме того, нам известно, что в искомых словах по 5 букв. Это существенно сужает круг подходящих слов. В словаре слов на букву Д из пяти букв оказывается всего два – ДИЕТА и ДОСКА. Они и подходят нам в качестве решения. Кому-то из ребят может показаться интересным, как два совершенно одинаковых объекта в процессе выполнения задания превращаются в разные.

Задача 8. Эта задача аналогична бумажной задаче 3. Из двух данных утверждений ровно два истинны и два – ложны.

Задача 9. Задача на построение цепочки по описанию. Как видите, утверждений здесь достаточно много. Слабым детям (и всем, испытывающим затруднение) лучше предложить пользоваться при решении конструктором цепочек бусин, который ребята изготавливали в проекте «Бусины и цепочки». Наиболее актуальным в таких задачах является вопрос, с какого утверждения начать. Как обычно, начинаем с утверждений, которые дают наиболее конкретную информацию об искомой цепочке. Это второе и последнее утверждения. Лучше всего использовать их вместе, сопоставив друг с другом. При этом получаем, что предпоследняя бусина должны быть синей треугольной. А это значит, что первая – красной треугольной, а третья – синей квадратной. После этого оказывается возможным использовать предпоследнее утверждение, а затем и третье утверждение. Решение в этой задаче будет единственно.
Ответ: красная треугольная – желтая круглая – синяя квадратная – оранжевая квадратная – синяя треугольная – зеленая круглая.

Решение необязательных задач

Задача 10. Как и многие подобные задачи, эту задачу можно решать полным перебором (всех слов на букву Х). Более сильные дети догадаются отбрасывать по пути слова, которые нам не подходят. Так в Словаре имеются лишь два слова с первой буквой Х и последней – О. Проверив четвертые с конца буквы этих слов, получаем искомое слово – слово ХОРОШО.