А.П. Остроумова-Лебедева. Венеция. 1911

Анна Петровна Остроумова-Лебедева (1871-1955) была дочерью крупного чиновника П. И. Остроумова (вторую фамилию она приобрела в 1905 году, выйдя замуж за известного ученого-химика С. В. Лебедева). В юности она обучалась в Центральном училище технического рисования барона А.Л.Штиглица, где увлеклась техникой гравюры, и в Академии Художеств, где занималась живописью в мастерской И. Е. Репина. В 1901 году художница дебютировала со своими гравюрами на выставке объединения "Мира искусства", с которым в дальнейшем прочно связала свое творчество. Остроумовой-Лебедевой принадлежала главная роль в деле возрождения в России станковой гравюры на дереве как самостоятельного вида творчества - после долгого существования ее в качестве репродукционной техники. Особенно велика заслуга художницы в возрождении цветной гравюры. Оригинальные приемы обобщения формы и цвета, выработанные ею, были усвоены и использованы многими другими мастерами графики.

В 1910-х годах Остроумова-Лебедева с увлечением начала работать в технике акварели. Ее дебют в этом качестве состоялся в 1911 году на выставке "Мира искусства". Специально акварельной живописи она ни у кого не училась и считала своим учителем английского художника Уильяма Тернера. Его пейзажи завораживали лиричностью и тонким мастерством. Ранние акварельные работы Остроумовой близки по стилистике и характеру исполнения к ее гравюрам, они написаны в обобщенной манере и построены на ритме больших плоскостей, что сближает ее с ведущими мастерами русского модерна. "Перехожу на акварель и гуашь", - пишет в эти годы художница. Она много путешествует по России и Европе, создавая в результате поездок целые циклы пейзажей с видами знойных холмов Испании, прибрежных видов Голландии или залитых солнцем каналов Венеции. В 1911 году А.П. Остроумова-Лебедева посвящает Венеции несколько графических произведений, среди которых акварель "Венеция" из Радищевского музея. На ней элегантные гондолы скользят по гладким водам Большого канала, окруженного тесными громадами старинных палаццо, куполами и башнями барочного собора Санта-Мария дела Салюте. Казалось бы, художница изобразила классический венецианский вид. И все же остроумовская Венеция своими хмурыми небесами, рваными облаками, холодной дымкой, окутавшей горизонт, вызывает у русского зрителя вполне узнаваемые образы нашей северной столицы. В немного меланхоличном настроении, которое царит в пейзаже, ощущается почерк петербургского мастера. Позже в "Автобиографических записках" художница писала: "Был июль. Солнце немилосердно накаляло камни мостовой и зданий. Небо каждый день было одно и то же - ярко-синего цвета. Ни облачка, ни туманностей. Я мечтала о прохладе, о серых днях, о блестевшем перламутром Петербурге... И вот я изобразила Венецию не такой, какой она была в те дни, а такой, какой мне хотелось ее видеть - серебристо-серой".

Акварель "Венеция" написана в традиционной для Остроумовой-Лебедевой манере, когда энергичная и уверенная линия, нанесенная карандашом, сочетается с жемчужными тонами полупрозрачных акварельных красок. Главным выразительным средством в пейзаже являются лаконичные силуэты, четкие контуры крупных форм, контрастные соотношения незыблемых архитектурных масс и открытых полных света и воздуха пространств неба и воды. Благодаря тонко выстроенному ритму и уходящей вдаль перспективе венецианский вид завораживает зрителя, погружая его в почти сказочную атмосферу этого города. Венецианские пейзажи занимают центральное место в итальянском цикле Остроумовой-Лебедевой. Все они написаны темпераментно и остро, в них чувствуется трепетность непосредственного восприятия натуры даже сквозь умелую режиссуру опытного мастера.

Справочная информация

Городской пейзаж - разновидность пейзажа, один из видов перспективной живописи, изображение реальной или воображаемой архитектуры в природной среде. Большую роль в городском пейзаже играет линейная и воздушная перспектива, связывающая природу и архитектуру. В таком пейзаже выделяют городские перспективные виды, виды парковых ансамблей, пейзажи с городскими античными или средневековыми замками, церквями, соборами, дворцами, крепостями, руинами.

Венеция - город на восточном побережье Апеннинского полуострова и является центром области Венето. Основана в 421 году. В 466 году это уже было маленькой республикой со своим правительством, а через 200 лет городом управлял избираемый правитель - Дож. В то время Венеция подчинялась Византии. Постепенно к 8 веку Византия утратила свое влияние над городом. С 15 по 18 века Венеция переживала сильный экономический упадок в связи с нападениями турок, чумой. В 1866 году город стал провинцией Италии. Венеция раскинулась на 122 островах. Город прорезают 160 каналов и соединяют 400 мостов. Санта-Мария делла Салюте - одна из самых знаменитых церквей города, относится к эпохе Возрождения. Церковь была построена в 1631 года в честь Девы Марии, избавившей Венецию от эпидемии чумы. "Салюте" переводится с итальянского как "здоровье" и "спасение".

"Мир искусства", мирискусники - объединение художников, созданное в Петербурге в конце XIX в., заявившее о себе журналом и выставками, от которых получило свое название. В "Мир искусства" входили в разное время русские художники: Л. Бакст, А. Бенуа, М. Врубель, А. Головин, М. Добужинский, К. Коровин, Е. Лансере, И. Левитан, М. Нестеров, В. Серов, К. Сомов и др. Всех их, очень разных, объединил протест против официального искусства, насаждаемого Академией, и натурализма художников-передвижников.

Жукова А.В.

www.radmuseumart.ru

© Саратовский государственный художественный музей имени А.Н.Радищева