ПАССАЖИРСКИЙ ПАРОВОЗ С68

"С начала ХХ века до 1908 г. на заводах России строили пассажирские паровозы с осевыми формулами 1-3-0 (серия Н) и 2-3-0 (серий А, Б, Г, Ж, К, У). Но рост пассажиропотоков потребовал увеличения скорости и силы тяги пассажирских локомотивов и, следовательно, повышения паропроизводительности котла. Одновременно возникла необходимость перехода к низкокалорийному топливу: отечественному углю и дровам. Все это вело к значительному увеличению площади колосниковой решетки котла паровоза и, как следствие, добавлению поддерживающей оси, т.е. переходу к локомотивам с осевыми формулами 1-3-1 и 2-3-1. Наиболее перспективным был паровоз с осевой формулой 1-3-1, так как он не предполагал увеличения общей длины более 22 м и, соответственно, перестройки поворотных кругов и стойл в депо.

Исходя из этого в 1908 г. техническая комиссия МПС рекомендовала паровозостроителям оценить перспективу использования осевой формулы 1-3-1 и выдать заказ АО "Сормово" на разработку рабочего проекта такого локомотива с учетом следующих основных требований: скорость 100 верст в час (106 км/час); котел с наибольшей поверхностью нагрева; максимальная площадь колосниковой решетки; нагрузка от колесной пары на рельсы до 16 т; перегретый пар; машина двухцилиндровая простого действия.

Паровозостроительным бюро Сормовского завода руководил Болеслав Сигизмундович Малаховский. Ранее на предприятии не создавали локомотивы по собственным проектам, но несмотря на это, оно с успехом справилось с поставленной задачей, и к концу 1910 г. на заводе изготовили пять опытных паровозов с осевой формулой 1-3-1, позднее, в 1912 г., им присвоили обозначение серии С, т.е. Сормовского завода.

На паровозах серии С применили следующие новшества:

1. Пароперегреватель Н.М. Ноткина.

2. Бегунковую тележку типа Цара-Краусса.

3. Площадь колосниковой решетки 3,8 кв. м.

4. Увеличитель сцепного веса.

5. Двухклапанный регулятор подачи пара Цара.

6. Шарнирные наличники букс.

7. Шарнирное соединение сцепных дышл.

Комиссия подвижного состава и тяги под председательством профессора Н.Л. Щукина 12 марта 1911 г. провела опытные поездки с двумя паровозами серии С между Петербургом и Бологое. Расстояние в 320 км с составом из девяти 4-осных вагонов общей массой 345 т было пройдено за 4 час. 50 мин., из них в пути - 4 часа 15 мин.

Паровозу установили конструкционную скорость 110 км/ч (впоследствии ее увеличили до 115 км/ч).

Паровозы серии С считались наиболее экономичными локомотивами дореволюционного периода. Их строили с 1911 г. на Сормовском, а с 1912 г. по 1919 г. на Невском, Луганском и Харьковском заводах. Всего выпустили 678 таких машин.

Паровозы серии С были удобными в обслуживании, не нуждались в большом ремонте, работали на большинстве железных дорог России, а затем СССР до 60-х гг. Последний из них списали в 1972 г...."

В.Н. Воронин