В.Л. БОРОВИКОВСКИЙ. ЕКАТЕРИНА II НА ПРОГУЛКЕ В ЦАРСКОСЕЛЬСКОМ ПАРКЕ (С ЧЕСМЕНСКОЙ КОЛОННОЙ НА ФОНЕ). 1794

В портрете В.Л. Боровиковского могущественная императрица предстает перед зрителем почти как частное лицо – в виде приятной пожилой дамы, совершающей прогулку по парку в сопровождении своей любимой собачки. Одежда государыни подчеркнуто неофициальна – пышный придворный туалет сменило простое платье, более уместное среди зелени парка. Это созерцательница, женщина-философ, предающаяся размышлениям и мечтам на лоне прекрасной природы. Впервые в русском искусстве фон портрета становится важным элементом человеческой характеристики. В портрете нет привычных для парадного изображения атрибутов власти. В эпоху сентиментализма впервые в императорском портрете появляются нотки камерности, интимности. Эти настроения ощущаются и в окружающем пейзаже, и в новом облике самой государыни.

Лицо Екатерины не слишком выразительно. Художнику позировала не сама императрица, а похожая на нее придворная дама – камер-юнгфрау М.С. Перекусихина. При этом поза Екатерины полна достоинства, движения и жест сдержаны и величественны. Указующий жест – то немногое, что сохранил художник из обязательных атрибутов парадного императорского портрета. Императрица указывает на Чесменскую колонну, возведенную среди Царскосельского парка в честь победы русского оружия в русско-турецкой войне 1768–1774 годов.

Художник в своем портрете воспевает жизнь человека среди естественного окружения, открывает природу как источник эстетического наслаждения.

За этот портрет В.Л. Боровиковский был удостоен звания «назначенного» в академики.

Возможно, именно этот портрет подсказал А.С. Пушкину заключительную сцену повести “Капитанская дочка”.