Методические материалы

Задание 1.

  КУЛЬТУРА РОССИИ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX В.

ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН РАСКРЫТИЯ ТЕМЫ.

1. Общая характеристика.

1.  Социально-исторические условия: Подъем общественной мыс­ли. — Влияние Отечественной войны 1812 г.

2. Основные тенденции развития: Усиление социально-политической ро­ли культуры. — Общая демократизация культуры. — Противоречия развития культуры.

2. Образование и просвещение.

1. Государственная политика в области образования.

2. Система образования: Начальная школа. — Средняя школа. — Высшее образование.

3. Женское образование.

4. Внешкольное просвещение.

5. Цензура.

3. Наука.

1.  Развитие естественных наук: География и этнография. — Математи­ка. — Новые отрасли естествознания. — Химия. — Астроно­мия. — Медицина.

2. Техника.

3.   Гуманитарные науки: История. - Фольклористика. — Филоло­гия. — Философская мысль. — Педагогика.

4. Научные общества. Научные премии и награды.

4. Литература.

1. Основные особенности.

2.  Стилевые направления: Классицизм. — Сентиментализм. — Роман­тизм. — Реализм.

3. Литературные журналы: Демократическое направление. — Консерва­тивное направление.

4. Устное народное творчество и его влияние.

5. Изобразительное искусство.

1. Основные особенности.

2. Живопись: Стилевые направления. — Классицизм. — Романтизм и реа­лизм. — Жанры. - Портрет. — Исторический жанр. — Бытовой жанр.

3. Графическое искусство: Натурный и композиционный рисунок. — Литография. — Лубок.

4. Скульптура: Основные особенности. — Стилевые направления.

5. Коллекционирование и меценатство,

6. Архитектура.

1. Основные особенности.

2. Стилевые направления: Ампир. — Эклектика.

7. Театр.

1. Основные тенденции.

2. Профессиональный драматический театр: Малый театр. — Александринский театр.

3. Репертуар.

8. Музыка.

1. Основные направления.

2.  Профессиональная светская музыка: Национальная композиторская школа. — Основные тенденции развития.

9. Выводы.

 

ВЫВОДЫ:

1. Общие итоги. Русская культура первой половины XIX в. характеризуется исключительно высокими темпами развития всех ее областей, поиском новых художественных методов, сочетанием различных стилей, направлений и жанров, дальнейшим сближением с западно-европейской культурой при сохранении самобытного национального характера. Были сделаны выдающиеся открытия в науке и технике, имеющие международное значение. Многие шедевры русской литературы, живописи, музыки стали достоянием мировой культуры. Русская культура стала неотъемлемой частью общемировой, заняв во многих областях одно из ведущих мест в мире.

2. Основные противоречия. В то же время сложный социальный фон, на котором развивалась отечественная культура первой половины  XIX в. обусловил нарастание в ней к середине столетия противоре­чий, отразивших кризис российского общества.

• С одной стороны, возрастание социально-политической значимости и воспитательной роли литературы и искусства способствовало огосударствлению культуры.

  В то же время бурные исторические события периода, важнейшие из которых Отечественная война 1812 г., восстание декабристов, европейские буржуазные революции, способствовали ее общей демократизации. В тематике художественного творчества важное место стали занимать социальные проблемы. Расширился социальный состав творческой интеллигенции.

• Несмотря на углубление пропасти между элитарной и народи формами культуры, наметилась тенденция их синтеза: творчество А.С.Пушкина и Н.В.Гоголя, М.И.Глинки и А.С.Даргомыжского впитало в себя многовековые традиции народной культуры, стало стоянием всего русского народа, а не только социальной верхушки общества.