О.А. КИПРЕНСКИЙ. Портрет князя Ф.А. Голицына. 1833

Пути развития русского романтизма в живописи довольно неоднозначны. Пожалуй, единственным крупным русским портретистом, которого можно без оговорок назвать романтиком, был Орест Адамович Кипренский (1782-1836). "Любимец моды легкокрылой", он обладал вдохновенным творческим темпераментом: воодушевление и одухотворенность - черты его лучших романтических образов. О.А. Кипренский родился на мызе Нежинская под Петербургом, он был незаконнорожденным сыном помещика Дьяконова и крепостной крестьянки. Поступив в 1788 году в Воспитательное училище при Академии художеств, мальчик получил вольную и фамилию Кипренский. Его учителями в классе исторической живописи были Угрюмов и Дуайен, первые его работы, заслужившие внимание и награды академии, были выполнены на сюжеты из античной мифологии и русской истории. Однако дальнейшая слава Кипренского была связана с портретным жанром, в начале 19 века он стал самым талантливым и знаменитым русским портретистом.

Известный мастер, профессор Академии художеств, он в 1816-1822 годах был в Италии, на полюбившейся ему "родине искусств". Находясь в Риме, Кипренский пишет в 1819 году портрет Александра Михайловича Голицына, дипломата, главы русской посольской миссии в Риме. С А.М. Голицыным художник познакомился еще в Твери, где князь занимал пост гофмейстера "малого двора" великой княгини Екатерины Павловны. Этот портрет, один из лучших в творчестве Кипренского, сочетает в себе точно выстроенную уравновешенную композицию с тонкой проникновенностью и глубиной характеристики героя, чувствуется внутреннее напряжение персонажа при внешней сдержанности. Тогда автор вряд ли предполагал, что через почти полтора десятка лет ему доведется писать портрет сына посланника - Федора Александровича. За прошедшие годы многое изменилось и в общественных настроениях, и во взглядах знаменитого живописца, и в его художественной манере. Если в портрете старшего Голицына главным выразительным средством были точно найденные жесты, интонации, акценты, они создавали атмосферу близкого общения с моделью, то в более поздней работе Кипренский прибегает к более эффектным средствам выразительности, что отдаляет персонажа от зрителя. Возможно, художник был разочарован в романтическом герое или в романтизме вообще, ответы каждый зритель найдет, внимательно вглядевшись в портрет Ф.А. Голицына.

Портрет князя Федора Александровича Голицына (1808-1848), 25-летнего сына русского посланника в Риме, принадлежит к числу поздних творений мастера, когда он все больше внимания уделял большой портретной форме с нарастающими чертами парадности. Видимо, эпоха чистого романтизма уходила в прошлое. Тенденции, заявленные в творчестве позднего Кипренского, были в дальнейшем развиты в портретах-картинах Карла Брюллова. Некоторые черты театральности и постановочности присутствуют в портрете Федора Голицына: большой формат холста, строгая вертикаль фигуры, напряженный контраст цветовых плоскостей рождают впечатление торжественности и несколько статичной репрезентативности. Но этим проявлениям отстраненной парадности противостоит эмоциональная трактовка характера самого персонажа.

Автор создает образ взволнованного молодого человека с бледным лицом, выразительным взглядом, устремленным в пространство, и едва заметной улыбкой. Нервное, беспокойное состояние модели подчеркнуто романтическим итальянским пейзажем. Внимание привлекает сумрачное небо с тяжелыми тучами, зеленая полоска моря и темнеющий силуэт маяка - символа дальних странствий. Тревожные нотки усиливает контрастное соседство пурпурной драпировки и черного костюма. Кипренский тонко подметил замкнутость, отчужденность молодого человека, его разочарованность в прежних идеалах, но при этом стремление обрести иные духовные ценности. Автор противопоставляет композиционную статику и экспрессивный колорит, подчеркивая тем самым двойственность, неоднозначность своего героя: его внутреннюю усталость и отстраненность, с одной стороны, с другой - его нервную взволнованность и тревожное ожидание бурных событий.

Жизненный путь Ф.А. Голицына только подтверждает проницательность художника. Судьба молодого аристократа сложилась так, что он еще с юности находился в поисках и метаниях, подобно многим своим реальным и литературным современникам-романтикам. Несколько лет князь в чине камер-юнкера служит при русском посольстве в Риме. Будучи человеком либеральных убеждений, он решает не возвращаться в николаевскую Россию и принимает католичество, за что на родине он лишается всех званий и чинов. Подобные герои с мятежным нравом могут реализовать себя лишь в экстремальных обстоятельствах, когда есть возможность совершить решительный поступок. Федор Александрович решил принять сторону борцов за независимость Италии и вступить волонтером в итальянскую армию. Жизнь его оборвалась в 1848 году в Болонье, где он был похоронен как национальный герой.

Жукова А.В.

www.radmuseumart.ru

© Саратовский государственный художественный музей имени А.Н.Радищева