Зиновьев Александр Александрович

(1922—2006)

Российский логик, социальный философ, социолог, публицист.

Зиновьева считают основоположником социологического романа, который принадлежит одновременно областям науки и литературы. Научные методы, результаты, понятия, утверждения используются в нем как художественные средства, а художественные образы — как средства науки.

По форме романы Зиновьева напоминают мозаику из небольших, замкнутых по смыслу текстов — советских анекдотов, диалогов представителей разных специальностей и социальных позиций, случаев из жизни, рассуждений, а также стихов, куплетов и т.д. Заслоняемый диалогами и размышлениями персонажей сюжет угадывается с трудом. У обобщенных героев отсутствуют имена и описания внешности, они обозначаются как Клеветник, Мыслитель, Социолог, Шизофреник, Западник, Болтун, Патриот, Паникер, Мазила, Директор, Хозяин и т.д. Зиновьев считал, что, поскольку его цель не художественное отображение, а строгая и последовательная аналитика, вполне достаточно раскрыть интеллектуальную позицию героев, не отвлекаясь на такие незначительные детали, как имена, внешность и т.п.

Произведения А. А. Зиновьева давали срез умонастроений советской интеллигенции периода «развитого социализма». Его персонажи ведут бесконечные диалоги на всякого рода идеологические и экзистенциальные темы — дают определения и уточняют понятия, сравнивают их реальное и мифологизированное советское значение, пытаются разобраться в сути происходящего и поставить обществу «окончательный диагноз».

По Зиновьеву, единственное, что может стать исходной точкой реальных изменений в обществе, это «…Правда о себе. Правда о других. Беспощадная правда. Борьба за нее и против нее — самая глубинная и ожесточенная борьба в обществе. И уровень развития общества с точки зрения человечности будет отныне определяться степенью правдивости, допускаемой обществом… Когда люди преодолеют некоторый минимум правдивости, они выдвинут другие критерии. А начинается все с этого».

В контексте общественного климата того времени произведения Зиновьева выполняли роль «гвоздей в крышке гроба» советской идеологии, к тому времени уже и так достаточно «потрепанной» общественной деятельностью диссидентов и критикой Солженицына.

Несмотря на то что как формальный логик Зиновьев не мог согласиться с возможностью согласования двух принципиально разных, несводимых друг к другу однородных систем — западной и коммунистической, во взглядах Зиновьева наблюдается эволюция, отражающая новые общественные реалии России. Он предлагал приступить к разработке новой некоммунистической идеологии — идеологии партии будущего (2003), соответствующей уровню знаний и социального развития XXI в., поскольку «новых людей надо воспитать, они не рождаются в «готовом виде».

Сочинения:

Зияющие высоты (1976);

В преддверии рая (1978);

Желтый дом 1-2 тт. (1980);

Гомо советикус. Пара беллум. (1981);

Коммунизм как реальность. Кризис коммунизма. (1994);

Русский эксперимент. (1995);

Запад — феномен западнизма. (1995);

Смута: Катастройка. Искушение. (1995);

Посткоммунистическая Россия. (1996);

Глобальный человейник. (1997);

Русская трагедия (Гибель утопии). (2002);

Идеология партии будущего. (2003).