С.В.Чехонин. Блюдо "Красный Балтийский флот 1917-1919". 1923

История этого тонкого и изысканного искусства уходит в глубь веков. Родиной фарфора по праву считается Китай, где более тысячи лет назад уже умели создавать удивительные по красоте и качеству изделия, тонкие и легкие, словно яичная скорлупа. В Европе о нем узнали в XIII веке. Знаменитый венецианский путешественник Марко Поло вывез с Востока несколько фарфоровых сосудов. В Европе "китайское чудо"", все хотели иметь изделия из этого белого блестящего материала, расписанные яркими, немеркнущими красками. Фарфоровые изделия были настоящей редкостью и стоили баснословно дорого, поэтому иметь его могли себе позволить лишь представители самых богатых и знатных фамилий. Сохранились сведения о том, что когда вещи из фарфора разбивались, то их все равно продолжали хранить, часто черепки оправляли в драгоценные металлы и носили как ювелирные украшения. Этот чудесный материал был окутан тайнами и легендами.

В фарфоре ценили не только красоту, но и невиданные до той поры свойства. Глазурованная поверхность фарфора не подвергалась химическим воздействиям, была непроницаема. Китайцы же хранили в строжайшей тайне способ изготовления фарфора.

Правители многих европейских государств пытались наладить собственное порцеллиновое производство (порцеллином в то время называли фарфор), однако, долгое время все их усилия оканчивались неудачами. Лишь в начале XVIII века европейцы сумели разгадать секрет изготовления этого драгоценного материала.

В последующие эпохи развитие художественного фарфора характеризуется поиском новых форм и приемов обработки материала. Не остался в стороне и XX век Октябрьская революция 1917 года всколыхнула всю Россию. "Мы, русские, переживаем эпоху, имеющую не много равных себе по величию" - писал в январе 1918 года поэт Александр Блок. Революционный пафос и романтизм этого времени нашли свое яркое воплощение в агитационном фарфоре - в эмблемах, аллегорических и символических образах. В период необычайных трудностей, разрухи возникает дорогостоящее, изящное и технически сложное искусство. С.Чехонин, В.Кузнецов, А. Щекатихина-Потоцкая, Н.Суетин, Н.Данько и многие другие прекрасные художники, именно они в замерзающем Петрограде создавали фантастическую феерию агитационного фарфора. И этот хрупкий материал воплотил в себе, революционный вихрь, идеи индустриализации и коллективизации, стал воплощением духовных и творческих исканий своего времени.

Известный художник Елена Данько писала: " Кто помнит Петроград тех лет - выщербленные пустыни мостовых, погруженные во тьму и холод безмолвные дома, в окнах иглистые звёздочки - следы недавних пуль, тот помнит и витрину на проспекте 25-го Октября. Там на белых блестящих блюдах горели красные звёзды, серп и молот мерцали неярким фарфоровым золотом, сказочные цветы сплетались в вензель РСФСР. Там стояли маленькие фарфоровые красногвардейцы, матросы, партизаны и блестящие шахматы "Красные и белые". На большом блюде была надпись в венке из цветов "Мы превратим весь мир в цветущий сад". Прохожие останавливались перед витриной и подолгу глядели на фарфор".

Фарфоровое блюдо из собрания Радищевского музея "Красный Балтийский флот 1917-1919". Блестящее зеркало фарфора, красный с золотом борт, а в центре - символическая фигура матроса. Балтиец, легендарный матрос с "Авроры", воплощение революционной стихии. Обобщенный образ героя революции. Линии фигуры решительны. Цвета немного, но он ярок, активен, звучен. Холодный льдистый бело-голубой фон, на нем огнем горит жаркий алый цвет.

Венок из дубовых листьев перевит черной лентой, напоминающей ленточки бескозырки. Ритмически четкий и твердый узор из золотых букв складывается в лозунг: "Пролетарии всех стран соединяйтесь". А под ним надпись черными буквами, занимающими почти все пространство вокруг фигуры матроса "Красный Балтийский флот 1917-1919. Петроград 7-го ноября 1919 г. Политический отдел революционного военного совета Балтийского флота". Автор росписи - замечательный мастер Сергей Васильевич Чехонин, обладавший большим художественным вкусом. Он был великолепным графиком, знатоком и мастером шрифта, миниатюры, фарфора, виртуозно владел композицией.

С 1917 года Сергей Чехонин становится художественным руководителем Первого государственного фарфорового завода, бывшего Императорского, сейчас Ленинградский фарфоровый завод имени М.В. Ломоносова.

Во время гражданской войны фарфоровые заводы пришли в упадок. Только на Государственном фарфоровом заводе положение оказалось лучше, благодаря большим запасам "белья"- белых нерасписанных форм. Перед художниками встает вопрос каким должен быть новый фарфор. Тогда же заводу был дан государственный заказ на изготовление бюстов "Великим людям в области революции", а также "утилитарно-декоративных предметов с революционными лозунгами". Столь ответственный, по тем временам, заказ стал следствием выдвинутого Лениным плана "монументальной пропаганды" и принятого на его основе декрета "О снятии памятников, воздвигнутых в честь царей и их слуг, и выработке проектов памятников Российской Социалистической революции". Из живописных работ первым "произведением монументальной пропаганды" стало крупное юбилейное блюдо по рисунку Чехонина к октябрю 1918 года, с изображением герба РСФСР в цветах, исполненных золотом и яркими полихромными красками на чёрном фоне. Один из первых биографов Чехонина, А.Эфрос писал: "…Октябрьский переворот гудел ему в уши тем звоном, какой всегда подымал в нем кровь, какой слышался ему в ампирной старине, какой бил по нервному центру его искусства, отливаясь в образы, расцветая формами…". Из газет и политических плакатов перешли на фарфоровые блюда и тарелки слова надежды, призыва: "Борьба родит героев", "Мы превратим весь мир в цветущий сад".

Главная задача агитплаката - это доходчивость мысли, политическая действенность. Фарфор же рассчитан на самый близкий, непосредственный контакт с человеком, на долгое существование. Поэтому в фарфоре агитационное содержание немыслимо без красоты. Тут даже самая малая неаккуратность недопустима. Для многих опытных художников большую сложность представляла сама форма фарфоровых изделий - тарелки, чашки, блюда. Рисунок, удачный сам по себе, оставался плоской картинкой и никак не желал "обнимать форму округлого предмета". Нужно обладать действительно большим мастерством и чувством материала, чтобы вписать предметное изображение в жестко заданную форму.

Сохранилось немало тарелок расписанных Чехониным. Пожелтели, поблекли политические плакаты и лозунги, а хрупкий фарфор не потерял яркости и сочности своих красок. Агитационный фарфор выпускался небольшими тиражами чуть более 300 экземпляров. И предназначался, главным образом, для экспонирования на многочисленных зарубежных выставках, где успешно исполнял, по словам А. Луначарского, роль полпреда молодого государства Советов за рубежом. В 1920 году коллекция советского художественного фарфора была впервые отправлена на международную выставку в Ригу, а затем побывала на выставках в Гельсингфорсе, Берлине, Лондоне, Париже, Стокгольме, Брюсселе, Милане, Венеции, Ревеле и Париже. Как писал один французский журналист: "Революция нашла своё первое и лучшее отражение в фарфоре".

Справочная информация.

Чехонин Сергей Васильевич [1878 - 1936], русский график и живописец. Учился в Петербурге в Рисовальной школе Об-ва поощрения художеств (1896-97) и в школе M. К. Тенишевой (1897-1900) у И. E. Репина. Член объединения "Мир искусства". Работал преимущественно в области книжной и журнальной графики и росписи по фарфору и эмали, а также как миниатюрист, керамист и художник интерьера и театра. В период русской Революции 1905-1907 гг. издатель политического сатирического журнала и автор политических карикатур. Один из первых создателей "агитационного фарфора", художеств, руководитель Государственного фарфорового завода в Ленинграде (в 1918-23 и 1925-27), участник конкурсов на создание сов. эмблем и геральдики. Выработал характерную манеру каллиграфически изощрённого рисунка кистью, основанной на декоративно-орнаментальной стилизации мотивов русского ампира (цветочные гирлянды, букеты и пр.), в советское время часто сочетавшихся с революционными лозунгами и эмблемами. В 20-е гг. в графике Чехонина проявилось некоторое влияние художественных приёмов футуризма. С 1928 жил во Франции.

Фарфор - это плотная, непроницаемая, стекловидная, белая полупрозрачная керамика. Происхождение слова "фарфор" точно неизвестно. Предполагают, что первоначально так называли предметы, выполненные из раковин ("porcella", лат.), поскольку считалось, что раковины входили в состав фарфора, поставляемого из Китая. Китайцы первыми изобрели состав твёрдого фарфора и держали своё изобретение в секрете. В Европу китайский фарфор попадал в небольших количествах уже в средние века через торговые пути с Востока и в результате торговли с арабским миром. Европейцы коллекционировали его и подражали ему в керамических изделиях. Около 1500 г. производство твёрдого фарфора началось и в Японии. В 17 в. большое количество японского фарфора завезли в Европу голландские купцы. Фарфор в Европе ценился столь высоко, что для открытия секрета его производства прилагались огромные усилия. В 1575 г. правитель Тосканы, итальянской провинции, Франческо ди Медичи организовал мастерскую по производству мягкого фарфора. В этой мастерской производился так называемый "фарфор Медичи". Первый твёрдый фарфор был изобретён в городе Мейсене (Германия, Саксония, близ Дрездена) в 1709 г. Иоганном Беттгером. После этого в Мейсене была открыта первая европейская мануфактура по производству фарфора.

Твёрдый фарфор - подлинный фарфор (такой, каким он производился в Китае) представляет собой смесь китайского камня (разновидности полевого шпата) и каолина (белой фарфоровой глины). Фарфор обжигался при высокой температуре, становился водонепроницаемым и слегка просвечивал.

Глазурь - покровный стекловидный материал керамических изделий, применяемый в защитных и декоративных целях. По сути, глазурь является стеклом. Традиционно в состав глазури входят кремнезём, борная кислота, щёлочи, глинозём, окрашивающие окиси металлов и др. добавки. Глазурь используется в виде водной суспензии или порошка в смешении с песком. Закрепляется на керамике путём обжига. Роспись по фарфору может быть как подглазурной (нанесённой на фарфор до покрытия его глазурью и после этого обожжённой), так и надглазурной, когда предмет расписывается по покрытой глазурью и обожжённой поверхности и обжигается снова.

Царева Т.Б.

www.radmuseumart.ru

© Саратовский государственный художественный музей имени А.Н.Радищева