В.А. Фаворский. Обморок Доны Анны. Иллюстрация к "Каменному гостю" А.С. Пушкина. ("Маленькие трагедии"). 1959-1961

Владимир Андреевич Фаворский (1886-1964) - один из крупнейших отечественных художников XX века, творчество которого представляет собой большое и яркое явление. Оно очень многогранно. Художник известен как книжный иллюстратор и мастер станковой графики, как монументалист и театральный художник.

Книжные иллюстрации, исполненные в излюбленной автором технике ксилографии или гравюры на дереве, и в целом искусство оформления книги являются сердцевиной творчества Фаворского.

Будучи не только художником-практиком, но и художником-мыслителем, теоретиком в области изобразительного искусства, Фаворский развивал гравюру как высокое самостоятельное искусство, обладающее оригинальными приемами пластической выразительности. Что же касается оформления книги, то его он мыслил как единое художественное целое, в котором все, от обложки до самой незначительной детали, включая шрифт, которым набран текст, связано общим авторским замыслом и воплощением. По мнению Фаворского, "книга - это, с одной стороны, техническое приспособление для чтения литературного произведения, с другой стороны, она и есть пространственное изображение литературного произведения. В этом книга очень похожа на архитектуру". Это сходство проявляется в том, что "архитектурный памятник и книгу мы воспринимаем во времени". Так художник и строит свою Книгу как величественное здание.

Поэзия Пушкина всегда была для Фаворского олицетворением России. "Какое счастье, что Россия имеет Пушкина! Его существо чрезвычайно солнечно. В то же время его чувства и мысли человеческие, но необычные. Только необычайны чистотой и высотой, и поэтому мы можем к ним приобщиться. Как же страшно иллюстрировать его! Но помогает его строгость и определенность". Художник обращался к пушкинским образам много раз, заняв в изобразительной "пушкиниане" одно из самых достойных мест. Когда Государственное издательство художественной литературы предложило художнику выбрать литературное произведение, которое он бы хотел иллюстрировать, он назвал "Маленькие трагедии" А.С. Пушкина.

"Маленькие трагедии", написанные как единый цикл о трагедии человеческих страстей, включают четыре пьесы: "Скупой рыцарь", "Моцарт и Сальери", "Каменный гость" и "Пир во время чумы". Они были закончены друг за другом осенью 1830 года в Болдине. Цикл драматургических произведений был задуман Пушкиным после окончания работы над трагедией "Борис Годунов". В предполагаемом перечне, составленным самим поэтом, среди так и неосуществленных, присутствуют названия "Скупого", "Моцарта и Сальери", "Дон Жуана".

Иллюстрации В.А. Фаворского к "Маленьким трагедиям" были впервые показаны на московской выставке в 1960 году, заняв на ней одно из центральных мест. Отдельным изданием они были выпущены "Гослитиздатом" в 1961 году.

По словам Фаворского, ""Маленькие трагедии" - это кубок, наполненный страстями, "громокипящий кубок". Страсть - это необузданное желание. В "Каменном госте" любовная игра приводит к настоящей страсти и даже вызывает Каменного гостя".

"Каменный гость" был назван В.Г. Белинским "лучшим и высшим в художественном отношении созданием Пушкина". И хотя данная точка зрения литературного критика и публициста первой половины XIX века полемична, стоит прислушаться к мнению, ставящему эту "маленькую трагедию" выше всего остального, созданного поэтом. Как и прочие "Маленькие трагедии" Пушкина, эта пьеса разрабатывает задуманные автором характеры, объединенные идеей "наслаждений жизнью" (вдохновение, любовь, богатство). "Каменный гость" - самая длинная из "Маленьких трагедий", ей посвящено и больше всего гравюр. Кроме заставки ("Вход в монастырь"), в которой мы впервые видим почти всех главных персонажей, Фаворский награвировал четыре иллюстрации. "Ужин у Лауры", "Дуэль Дон Гуана и Дон Карлоса", "Сцена на кладбище" и "Обморок Доны Анны". Как и в других иллюстрациях к "Маленьким трагедиям", художник добивается психологической выразительности жестов, огромной образной роли бытовых деталей. Выбранный момент из финальной сцены свидания героев, происходящего в комнате Доны Анны, знаменует развязку, вызванную появлением грозной статуи командора, уводящей за собой Дон Гуана. Фактически Фаворский иллюстрирует пушкинскую ремарку: "Входит статуя командора. Дона Анна падает" и последующий возглас Дон Гуана: "О боже! Дона Анна!", с именем которой на устах пушкинский герой погибает.

В целом, художник достигает небывалой убедительности гравюрного изображения, делающей его классическим, неразрывно связанным в нашем восприятии с пушкинскими образами.

Иллюстрации к "Маленьким трагедиям" - последняя ксилографическая серия Фаворского.

Справочная информация

Фаворский Владимир Андреевич (1886-1964) родился в Москве в семье юриста А.Е. Фаворского и художницы О.В. Шервуд. В 1903-1904 посещал вечерние занятия по скульптуре в Строгановском училище, занимался в частной студии К. Юона. В 1906-1907 занимался в Мюнхене в частной Художественной школе профессора Ш. Холлоши. В 1907-1912 продолжил образование на искусствоведческом отделении историко-филологического факультета Московского университета. С 1911 начал участвовать в художественных выставках. Первые опыты в гравюре относятся к 1907-1908. Служил в армии, участник Первой мировой и гражданской войн. В 1921-1929 - профессор графического факультета Московского ВХУТЕМАСа, в 1923-1925 - его ректор. В 1926 - первая персональная выставка в Казани. В 1930-1934 - профессор Полиграфического института в Москве. В 1934-1938 - профессор Московского института изобразительных искусств. В годы Великой Отечественной войны жил с семьей в Самарканде. В 1943-1948 - профессор Московского института прикладного и декоративного искусства. В 1946 - персональная выставка в Москве. В 1956 присвоено звание заслуженного деятеля искусств РСФСР. В 1959 - звание народного художника РСФСР. В 1962 за иллюстрации к классическим произведениям русской литературы присуждена Ленинская премия. Тогда же избран действительным членом Академии художеств СССР. В том же году состоялась персональная выставка в Ленинграде в Русском музее, а также во Львове и Лондоне. В 1963 присвоено звание народного художника СССР. В 1964 состоялась персональная выставка в Москве в Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина.

Кроме гравюры и книжной иллюстрации работал как рисовальщик и акварелист, занимался театральным оформлением, монументально-декоративным искусством (мозаикой и фреской), росписью по фаянсу, скульптурой.

"Каменный гость" - пьеса была закончена в Болдине 4 ноября 1830 года. Замысел, по-видимому, относится ко времени жизни Пушкина в Михайловском. Однако основная работа над пьесой относится к болдинской осени 1830 года, где полностью написана дошедшая до нас рукопись. Пьеса не была напечатана при жизни Пушкина. В ее основу положена испанская легенда о развратном Дон Жуане, уже неоднократно служившая сюжетом для драматических обработок. В частности, на эту тему написана пьеса Ж.-Б. Мольера (шедшая при Пушкине в России под названием "Дон Жуан, или Каменный гость") и опера В.-А. Моцарта "Дон Жуан", из либретто которой Пушкин взял эпиграф. Однако Пушкин воспользовался у своих предшественников только именами (Дон Жаун становится Дон Гуаном) и сценой приглашения статуи. В остальном это произведение Пушкина совершенно самостоятельно.

Болдино. - родовое имение Пушкиных в Нижегородской губернии, которое поэт посетил три раза: в 1830, 1833 и 1834. В общей сложности Пушкин провел в Болдине не более пяти месяцев. Но именно здесь им были созданы наиболее значительные произведения: "Повести Белкина", "Маленькие трагедии", "Борис Годунов", "Медный всадник", последние главы романа "Евгений Онегин", "Пиковая дама", "Сказка о мертвой царевне", "Сказка о рыбаке и рыбке" , "Сказка о золотом петушке" и многое другое. Этот удивительный период в творчестве Пушкина получил определение "болдинской осени".

Гравюра (франц. gravure от graver - гравирование) - оттиск чаще всего на бумаге с печатной формы ("доски"), изготовленной вручную художником-гравером. Гравюрой называют также саму печатную форму. Гравюра является одновременно произведением изобразительного искусства и полиграфии. По принципу изготовления печатной формы и способу печати разделяется на три вида: гравюра глубокой печати (резцовая гравюра на металле, офорт и их разновидности) плоской печати (литография или гравюра на камне) и высокой печати.

Основными техниками высокой печати являются ксилография (гравюра на дереве) и линогравюра (гравюра на линолеуме). Принцип изготовления печатной формы в высокой печати заключается в том, чтобы углубить те места, которые при печати должны остаться белыми. Таким образом, это печать с рельефа, печатающие элементы которого выше пробельных мест.

Ксилография (от греч. xylon - дерево и grapho - пишу, черчу) - вид графики, гравюра на дереве или оттиск на бумаге с такой гравюры. Ксилография бывает двух видов: продольная (обрезная) - когда резец движется вдоль волокон продольной доски дерева, и поперечная (торцовая) - когда резец движется во всех направлениях по торцовому срезу дерева. Поперечная или торцовая- наиболее современная техника ксилографии, изобретенная английским художником Томасом Бьюиком в конце XVIIIвека. В современной ксилографии используются специальные породы дерева высокой твердости (груша, бук, самшит), что делает эту технику наилучшей в тиражировании миниатюрных изображений в книжной графике.

Боровская М.И.

www.radmuseumart.ru

© Саратовский государственный художественный музей имени А.Н.Радищева