Лемох Кирилл (Карл) Викентьевич. Девочка с цветами. 1883

Во второй половине ХIХ века особенное распространение среди других видов живописи получил бытовой жанр. Предметом изображения жанровой живописи является повседневная общественная и частная жизнь человека, чувства, возникающие в общении с другими людьми, бытовая обстановка. Воплощая образы и темы, проявляющиеся в самой жизни, жанровые картины всегда носят конкретно национальный характер, с наибольшей наглядностью характеризуют отношение художника к современной действительности. Бытовой жанр появился в России много позже других жанров. Его формирование происходило в 1820-х на основе выдвинутых А.Г. Венециановым приёмов живописи "а-ля натура". Созерцательный и бессобытийный у художников венециановской школы, в 1840-х в первую очередь у П.А. Федотова жанр обрёл повествовательность и критическое начало; ещё через десятилетие он стал откровенно обличительным. Стремление к решению задач социального бытия определило доминирующее положение бытовой живописи среди других жанров, начиная с 1860-х годов.

Жанровая живопись всегда была одним из наиболее демократических видов искусства. Не случайно зарождение и расцвет бытового жанра связаны с эпохами большого общественного подъёма. Русская жанровая живопись 19 века, особенно передвижников, широко и объективно освещала современную жизнь, поднимала большие социальные, моральные и эстетические вопросы. Она сыграла существенную роль в развитии национального реалистического искусства. Быть верным действительности для художника реалиста означало не только точно воспроизводить узнаваемые подробности быта, обстановки, одежды, но и передавать типичность ситуаций и характеров. Картины передвижников заставляли задуматься над общественными вопросами, сострадать тем, кто несчастен и обездолен.

Среди "детских" художников в русском изобразительном искусстве второй половины ХIХ века особое место занимает Кирилл (Карл) Викентьевич Лемох. Отечественная художественная критика отзывалась о нём как о неизменном друге детей. В английских журналах его отмечали как психолога детского мира. Лемох всю жизнь сохранил верность бытовому жанру, рассказывая в своих картинах о жизни русских крестьян, в основном о жизни деревенских ребятишек.

Карл Викентьевич Лемох в силу мягкости характера и определённой направленности его художнического таланта никогда не занимал передовых позиций в Товариществе передвижников. Хотя такие вехи в его биографии как участник "бунта 13-ти", член Петербурской Артели художников, бессменный член правления Товарищества передвижных художественных выставок, многолетний казначей этого объединения - должны были свидетельствовать об активной гражданской позиции, отражающейся определённым образом на творчестве. Но Лемох не отвечал заданному стереотипу. Для него были одинаково важны деятельность в ТПХВ и преподавание живописи в императорской семье. Он так же ценил проявления официального признания его заслуг: академическое звание художнику присвоили "за искусство в познании живописи народных сцен". Больше всего удавались ему картины из жизни крестьянских детей, что определило своеобразие творческой личности Лемоха и позволило ему занять в среде передвижников скромное, но прочное место.

Немногочисленные исследователи творчества Лемоха отмечают "всеобъемлющую подчинённость его личности светлому духу семейственности". Его картины, наполненные светом домашнего тепла, органично вписывались и в экспозиции Передвижных выставок, и в интерьеры дворцовых залов. Секрет всеобщей популярности его творчества кроется в отсутствии ярко выраженной тенденциозности его искусства. Картины Лемоха не обладали глубиной содержания, особой художественной выразительностью, не имели широкого общественного резонанса. Но тем ни менее, изображая семейные будни крестьян художник не приукрашивал и не приглаживал их быт и не делал из него открытку. Это были картины обычных человеческих радостей или невзгод на фоне реальных условий жизни русских крестьян. Произведениями Лемоха утверждалась та мысль, что бедность и даже нищета не погубила в людях радости восприятия жизни. Особенно искренне и непосредственно это проявлялось в детских образах.

Обычно летние месяцы Лемох с семьёй проводил под Москвой, в селе Ховрино, где изучал быт окрестных деревень и выискивал крестьянские сценки из жизни деревенских ребятишек. Часто они позировали ему в ховринской бревенчатой мастерской. "Девочка с цветами", написанная в 1883 году и экспонировавшаяся на ХII Передвижной выставке, стоит в ряду крестьянских типов, созданных художником в период расцвета его творческой деятельности.

Образ милой крестьянской девочки несёт ощутимый сентиментальный привкус: наклон головы с мило растрёпанными светлыми волосами, пухлое розовощёкое личико, незатейливая красота полевых цветов и трав у неё в руках, как будто стесняющийся, но в то же время любопытствующий взгляд. Она не испугалась, только немного смутилась. Её живые глазки не выдают растерянности, она очень живая.

Художник использует высветленные блики, напоминающие, что действие происходит на воздухе. Мелкими аккуратными мазочками Лемох тщательно выписывает каждую складку на одежде своей маленькой модели, каждую травинку в её руках и под ногами. Видна склонность к кропотливому, почти миниатюрному письму. Падающий слева свет ярко освещает девочку спереди, ложась светлыми более широкими мазками на белую кофточку и руку, мелкими точечками на её лицо, наполовину скрытое тенью. Цвета нежные, неяркие, мягко выделяют силуэт на фоне тёмной коричневой стены, написанной разными оттенками от светло-охристого и красноватого до густо-коричневого, почти чёрного.

Тонкие листья и стебли хаотично расположенного многотравия отбрасывают зеленоватые рефлексы на её кофточке и в складках выцветшей розовой юбки. Белые, жёлтые ромашки, тёмно-розовые лепестки цветов, ярко вспыхивающие синим васильки являются настоящим украшением этой небольшой картины. Недаром в каталоге ХII Передвижной выставки она называется "Девочка в цветах".

Откровенная картинность композиции, - девочка явно позирует, к тому же произведение взято в дополнительную живописную "деревянную" рамку, - смягчена естественностью позы модели: она как будто шла и не надолго остановилась под взглядом зрителя. Художник предлагает полюбоваться юным созданием, живущим своей жизнью, наполненной простыми радостями соприкосновения с природой.

Художественная практика Лемоха в 1880-е годы, связанная с разработкой детской темы, привела к появлению серии однотипных картин с явственной сентиментальной нотой. Этот поток произведений, способных умилить зрителя, сближает картины Лемоха с салонным искусством. Тем ни менее он не стремился изображать анекдотические сценки. Для него детский мир такой же серьёзный, как и мир взрослых, отображение которого было плодом наблюдения и чувства.

Приклонская В.В.

www.radmuseumart.ru

© Саратовский государственный художественный музей имени А.Н.Радищева