ЕНДОВА

       Ендова (бор, ендовина, кандея, муторма, яндова) - деревянная или металлическая утварь для подачи к праздничному столу напитков. Ендова представляет собой овальную или круглую в сечении невысокую чашу с рыльцем или носиком для слива. Некоторые ендовы имели короткую рукоятку, с помощью которой было удобно держать сосуд с напитком, и крышку, скрепленную с краем. Они могли быть разных размеров: от вмещавших ведро пива, браги, вина, медовухи до совсем маленьких, вместимостью в четыреста миллилитров, или как говорили в старину, "в две гривенки".
       Ендовы, так же как ковши, братины, скобкари, являлись утварью традиционной для русского застолья. Они были уже в XVI - XVII вв., но не считались ценными предметами, которые необходимо выставлять на самое лучшее место в доме, как это, например, делалось с братиной или ковшами. Упоминание об этом сосуде встречается в книге С.Герберштейна, путешествовавшего по Московии в XVI в.
       Металлические ендовы изготавливались из красной меди или латуни. Они имели обычно овальную форму и слив в виде желобка или закрытого сверху носика. Такие ендовы могли делаться с гладкой поверхностью или ложчатыми, т.е. с крупными выпуклостями, идущими от верхнего края к поддону, чередующимися углублениями. Ендовы, как и другая медная утварь: котлы, ковши, чаши изготавливались способом выколотки (дифовки).
       Выколотка, или дифовка,- один из способов холодной обработки металла. Эта техника основана на использовании пластичности металла, способного под ударами молотка "садиться", вытягиваться и изгибаться. В отличие от ковки для выколотки применяется только тонкий листовой металл, который обрабатывается в холодном состоянии. А от чеканки дифовка отличается тем, что вся работа от начала до конца ведется не чеканами, а выколоточными молотками на опорных инструментах. Процесс создания ендов и другой медной утвари подразделялся на два самостоятельных этапа: приготовление заготовок, изготовление самого сосуда. Вначале специально изготовлялись тонкие листы сферической поверхности, которые потом переделывались ручной выколоткой в сосуды. Листы изготовлялись при помощи молота весом 50-80 кг, который имел форму песта с закругленной головкой, и на наковальне с вогнутой поверхностью. Передвигая листы по такой наковальне, мастер получал заготовку-полуфабрикат - лист меди, имеющий форму полушария. Вытянутые в прямолинейную форму медные листы обрабатывали на наковальне ударами молота. Молоты и наковальни были различны по форме, применялись и специальные чеканы. Для работы внутри сосуда имелись молотки и подвижные наковальни особой формы, на Урале называвшиеся "кобылинами". На такую наковальню надевали сосуд и обрабатывали его выколоточными молотками или чеканом. Изнутри медная кухонная посуда лудилась, что предотвращало ее окисление и устраняло привкус, который приобретала пища, приготовленная в медной посуде. Металлические ендовы украшались довольно редко, т.к. они никогда не ставились на стол. Хозяйка только подносила их к столу, разливая вино, медовуху, брагу, пиво по чаркам и кубкам, и сразу же уносила.
       Деревянные ендовы выдалбливались из капа - нароста на березе, из целого куска дерева, корневищ или вытачивались на токарном станке. В отличие от металлических их обычно богато орнаментировали. Ендова из Рыбинского музея выполнена в начале XIX в. из красной меди. Внутренняя поверхность ее луженая, наружная - покрыта "благородной" коричневатой патиной (ярь-медянкой) - слоем коррозии, которая не является опасной в отличие от "дикой" патины, разъедающей металл корки. Тулово воронкообразной формы, круглое в сечении, без орнаментации. К днищу прикреплены заклепками три маленьких ножки; горло с невысоким бортиком переходит в желобчатый носик для слива. Данная ендова является открытой, т.е. не имеет крышки.